Евстигнеева Инна Станиславовна Учитель русского языка и литературы
Главная » 2013 » Декабрь » 27 » В гостях у С. А. Есенина
08:50
В гостях у С. А. Есенина
Тема. В гостях у Сергея Александровича Есенина.
( урок – заочное путешествие).

Нет поэта без родины.
С.А.Есенин.
Цели урока:
познакомить учащихся с истоками творчества поэта, его малой родиной, прочитать произведения Есенина, научить анализировать лирические произведения;
воспитывать умение выступать с докладом перед аудиторией, прививать любовь к Родине, к русскому слову и умение употреблять эпитеты, метафоры, олицетворение в своих сочинениях, продолжить работу над сравнением описаний природы с изображением её в альбомах. Вспомнить художественные средства выразительности речи, назначение эпиграфа, цитирования.
Оборудование:
альбом с фотографиями «Константиново, дом, семья.», подборка открыток с видами села, портрет С.А.Есенина, альбом «Мещёрская сторона», фотографии, сделанные учениками, с уголками нашей русской природы, звукозапись.
Запись на доске.
1. Нет поэта без родины.
С.А.Есенин.
2. Затон – вдавшийся в берег речной залив.
Брезжить – рассветать.
Перламутр – ценное вещество с переливчатой окраской, составляющее ценный слой раковины.
3.С.А.Есенин ( 1895г. - 1925 г. )

Ход урока.
1 этап: вводный.
Слово учителя.

Наша жизнь неразрывно связана с природой. Ведь любой из нас со всеми своими чувствами и проблемами – её творение.
Понимание и восприятие природы у людей бывает разными.
Для каждого дорого что-то своё, особенное. Одни с трепетом наслаждаются красотой и свежестью родного края в предрасстветный час, другие – необъятностью и мощью России, третьи – родничком в лесу.
Тему природы затрагивали в своём творчестве многие поэты и писатели. Поэт – это человек, особо чувствующий мир, природу, взаимоотношения людей и откликающийся не просто стихами – сердцем своим на всё происходящее.
Сегодня я хочу познакомить вас с тем, как воспринимает окружающий мир поэт Сергей Александрович Есенин.
А узнаем мы это, прочитав стихи.

2.Работа с учебником.
Чтение учащимися стихотворения «мелколесье. Степь и дали».
- Попробуйте представить картину, которую нарисовал поэт, и опишите её.

3.Анализ стихотворения.
- Какая картина возникает перед вами?
(по ночной дороге едет человек. Стоит мороз. Здесь представлен лирический герой).
- Что он видит вокруг себя?
( Мелколесье, степь, дали, свет луны.)
- Как вы думаете, красив ли этот пейзаж?
( Нет. Сам поэт называет его неприглядная дорога).
- Какое настроение вызывает у вас эта неприглядная дорога?
( Настроение грусти).
- Какие фольклорные образы возникают в стихотворении и почему?
( образ берёзы, русской тройки, дороги)
- Найдите в стихотворении слова, которые создают мотив горечи и удали.
( «Зарыдали бубенцы»)
- Как называется этот приём в литературе?
( Олицетворение)
- Найдите в тексте и другие средства художественной выразительность речи. --Для чего они используются?
( Эпитеты: неприглядная дорога, мёрзлые осины, чакленькая местность, разливные бубенцы.
Они используются, чтобы показать невзрачный пейзаж.)
-Обратите внимание, как гениально использует поэт лексику:
« Тот почти берёзке каждой ножку рад поцеловать». Кем представляется нам берёзка?
( Русской девушкой.)
-Невесёлой и угрюмой видится нам картина. И всё-таки, читая стихотворение. Ощущаешь, как любить поэт разные места. Найдите эти слова.
( « Тот, кто видео хоть однажды
Этот край и эту гладь
Тот почти берёзке каждой
Ножку рад поцеловать».)
- Чем же они ему дороги?
( Поэт наслаждается светом луны, слышит музыку осин, любуется берёзками.)
Вывод: Лирика Есенина становится мягкой, И невесёлая, даже угрюмая природа, доброй. Каждая строчка стихотворения наполнена трепетной любовью к малой родине, любовью, которую он пронесёт через всю жизнь.

2 этап: экскурсия.
4. Слово учителя.

« У меня все стихи о России,»- говорил Есенин. Действительно, о чём бы он ни писал, это всегда лирическое повествование о родине, её природе и людях. Село Константиново, где родился С.Есенин, - исток его любви к родине, к которой он припадал душой, как усталый путник припадает к живительному источнику. А теперь самое время прикоснуться мысленно к тому месту, которое связано с именем поэта. Я приглашаю вас на экскурсию в село Константиново. Представляю слово экскурсоводам.

5. 1.Экскурсовод. (Выступление учащихся, чтение наизусть стихотворений).
Всякого, кто приходит в усадьбу Есенина, первым встречает тополь:
Над окошком месяц.
Под окошком ветер…
2 Экскурсовод.
Это было в мае 1924 года. Сергей приехал в родной дом после разлуки.
( Стихотворение « Клён ты мой опавший»)
3.Экскурсовод.
Этот дом был построен на месте сгоревшего.
4. Экскурсовод.
На стене висят деревянные часы.
5. Экскурсовод.
« У меня отец – крестьянин, ну а я крестьянский сын.»
6. Экскурсовод.
Наверно, у каждого человека в детстве бывает своя Арина Родионовна.
7. Экскурсовод.
Константиново… Многим достойным людям оно было колыбелью.

6. Лирическая миниатюра. Выступление, используя фотографии.
Кто был в селе Константинове, обязательно помнит: С высокого берега через Оку открывается дразнящая синяя даль с блёстками пойменных вод, с копнами сена, извилистой дорогой, силуэтами пасущихся лошадей, одинокими вётлами и туманным гребешком леса.
Не видать конца и края -
Только синь сосёт глаза.
Хорошо представляешь себе Есенина – мальчика, стоящего на крутом глинистом берегу. За спиной родное село, ржаное поле., берёзовые рощицы, рябины и тополя у домов, яблоневые сады. Внизу начинается «иная страна», названье которой Мещера. Тут нет эффектных картин природы. В здешней природе всё очень скромно. Но только чуткое сердце улавливает особый поэтический мир.
7. Слово учителя.
Таким было сердце поэта. В лирике Есенина удивительно естественен, как будто он беседует с читателем, рассказывает о самом сокровенном, не думая о внешнем эффекте. Давайте поговорим с поэтом о наступлении утра, услышим его слова.
8. Самостоятельная работа учащихся.
Анализ стихотворения « С добрым утром»., «Задремали звёзды золотые».
9. – Утро - это пробуждение ото сна , пора обновления. Как этот момент показан у поэта?
( Задремали звёзды, задрожал затон, появляется свет, румянится небосклон, пробуждаются берёзы, крапива.)
- Одним из непременных элементов выразительности является его точность, меткость, чёткость.
- Что значит задремали звёзды? Почему золотые звёзды?
( Ночь – пора звёзд, они бодрствуют, а утром – засыпают. Золотой цвет символизирует в стихотворении увядание.)
- Как вы понимаете слова брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона?
( Первые лучи солнца только коснулись глади воды и зарумянили небо.)
- Что означают слова «задрожало зеркало затона»?
( Появился лёгкий ветерок).
- Что обозначает слово затон, брезжит?
( Затон – вдавшийся в речной берег залив; брезжить – рассветать).
- Именно так начинается утро. Какими красками рисует поэт картину утра?
(золотой, алый, зелёный).
-Чистые, яркие цвета являются основными в русской иконописи.
-Как, используя эпитеты и олицетворение, поэт показывает дальнейшее пробуждение природы?
( Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы
Шелестят зелёные серёжки
И горят серебряные росы.)
- И опять встречается образ берёзки. Берёза для Есенина – символ русской девушки. Докажите, что берёза напоминает девушку?
(Просыпается она, улыбается, растрепала косы, шелестят серьги в ушах).
Утро – пора обновления, цветения. Даже крапива приобретает прекрасный вид. Какие олицетворения использует поэт, чтобы показать это?
(Обрядилась ярким перламутром. Перламутр – ценное вещество с переливчатой окраской, составляющее внутренний слой раковины. Крапива шепчет шаловливо.)
Слово учителя.
Все яркие и нежные тона, переливы и переходы красок впитала в себя русская природа в стихотворении Есенина. Мир природы у него необыкновенно красочен.
Работа с фотографией.
Художник И.Бродский до встречи с Есениным не знал его места рождения, но, прослушав стихи поэта, живописец сказал, что Есенин, вероятно, родился в Рязанской губернии. Есенин был удивлён. Пейзажи, воспетые в стихах, воскресили в памяти Бродского природу Рязанской земли, где он в молодости работал над этюдами. Посмотрите на выставку работ русских художников, посвящённых тем местам, в которых родился поэт.
Рассмотрев их, вы увидите сходство. А сейчас поглядите на фотографии, сделанные в окрестностях села Константиново. Одна из фотографий выполнена рано утром.
- Какие сходства вы нашли со стихотворением «С добрым утром»? Опишите фотографию. Как бы вы её назвали?
Слово учителя.
Рассматривая сегодня на уроке стихотворения Есенина, мы видели разные настроения и состояния души поэта. Он мог ярко, сочно восторгаться красотой природы в одних стихах и грустить в других.
- Какие особенности лирики Есенина вы можете отметить?
( Напевность, лиризм, близость к устному народному творчеству, взаимопонимание лирического героя с природой, олицетворение природы.)
Учитель.
-Нельзя не сказать. что в каждом стихотворении просматривается чёрточка личности самого поэта. Ведь так написать о природе. О любви к ней мог только человек большой души. Открытого сердца. По-настоящему любивший Россию. Однажды, выйдя за порог родительской избы, он впервые увидел её.
И, наверное, это должно было случиться весной, когда «льётся по равнинам берёзовое молоко» и « дымкой отдаётся росяница» . Весной, когда незатейливая русская природа обретает неповторимую красоту, вместе с шорохом трав и звоном колокольчика во ржи вошла в его сердце Россия.
Я уверена, ребята, что и в ваших сердцах есть место, где хранится любовь к какому-то родному уголку природы.
Итог урока и прокомментированное домашнее задание.
Сегодня на уроке прозвучало много тёплых и нежных слов о Родине. Я бы хотела, чтобы, используя сегодняшний материал урока, вы написали сочинение на тему: «Любимый уголок природы». А также выучили наизусть стихотворение «С добрым утром».
Памятка анализа лирического произведения.

1. Какая картина нарисована в стихотворении?
Опишите её.
2. Какие художественные средства использует автор для создания этой картины?
3. Как вы понимаете эпитеты, метафоры и олицетворения, используемые поэтом?
4. Есть ли эпитеты, обозначающие цвет?
Что они подчёркивают?
5. Как через олицетворение показано пробуждение природы?
6. Встречаются ли эпитеты, передающие характер предмета?
7. Есть ли в тексте символы? Что они означаю?
Докажите свой ответ.
8. Сделайте вывод.
Категория: Уроки литературы | Просмотров: 1681 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Категории

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вверх