08:50 В гостях у С. А. Есенина | |
Тема. В гостях у Сергея Александровича Есенина. ( урок – заочное путешествие). Нет поэта без родины. Цели урока: С.А.Есенин. познакомить учащихся с истоками творчества поэта, его малой родиной, прочитать произведения Есенина, научить анализировать лирические произведения; воспитывать умение выступать с докладом перед аудиторией, прививать любовь к Родине, к русскому слову и умение употреблять эпитеты, метафоры, олицетворение в своих сочинениях, продолжить работу над сравнением описаний природы с изображением её в альбомах. Вспомнить художественные средства выразительности речи, назначение эпиграфа, цитирования. Оборудование: альбом с фотографиями «Константиново, дом, семья.», подборка открыток с видами села, портрет С.А.Есенина, альбом «Мещёрская сторона», фотографии, сделанные учениками, с уголками нашей русской природы, звукозапись. Запись на доске. 1. Нет поэта без родины. С.А.Есенин. 2. Затон – вдавшийся в берег речной залив. Брезжить – рассветать. Перламутр – ценное вещество с переливчатой окраской, составляющее ценный слой раковины. 3.С.А.Есенин ( 1895г. - 1925 г. ) Ход урока. 1 этап: вводный. Слово учителя. Наша жизнь неразрывно связана с природой. Ведь любой из нас со всеми своими чувствами и проблемами – её творение. Понимание и восприятие природы у людей бывает разными. Для каждого дорого что-то своё, особенное. Одни с трепетом наслаждаются красотой и свежестью родного края в предрасстветный час, другие – необъятностью и мощью России, третьи – родничком в лесу. Тему природы затрагивали в своём творчестве многие поэты и писатели. Поэт – это человек, особо чувствующий мир, природу, взаимоотношения людей и откликающийся не просто стихами – сердцем своим на всё происходящее. Сегодня я хочу познакомить вас с тем, как воспринимает окружающий мир поэт Сергей Александрович Есенин. А узнаем мы это, прочитав стихи. 2.Работа с учебником. Чтение учащимися стихотворения «мелколесье. Степь и дали». - Попробуйте представить картину, которую нарисовал поэт, и опишите её. 3.Анализ стихотворения. - Какая картина возникает перед вами? (по ночной дороге едет человек. Стоит мороз. Здесь представлен лирический герой). - Что он видит вокруг себя? ( Мелколесье, степь, дали, свет луны.) - Как вы думаете, красив ли этот пейзаж? ( Нет. Сам поэт называет его неприглядная дорога). - Какое настроение вызывает у вас эта неприглядная дорога? ( Настроение грусти). - Какие фольклорные образы возникают в стихотворении и почему? ( образ берёзы, русской тройки, дороги) - Найдите в стихотворении слова, которые создают мотив горечи и удали. ( «Зарыдали бубенцы») - Как называется этот приём в литературе? ( Олицетворение) - Найдите в тексте и другие средства художественной выразительность речи. --Для чего они используются? ( Эпитеты: неприглядная дорога, мёрзлые осины, чакленькая местность, разливные бубенцы. Они используются, чтобы показать невзрачный пейзаж.) -Обратите внимание, как гениально использует поэт лексику: « Тот почти берёзке каждой ножку рад поцеловать». Кем представляется нам берёзка? ( Русской девушкой.) -Невесёлой и угрюмой видится нам картина. И всё-таки, читая стихотворение. Ощущаешь, как любить поэт разные места. Найдите эти слова. ( « Тот, кто видео хоть однажды Этот край и эту гладь Тот почти берёзке каждой Ножку рад поцеловать».) - Чем же они ему дороги? ( Поэт наслаждается светом луны, слышит музыку осин, любуется берёзками.) Вывод: Лирика Есенина становится мягкой, И невесёлая, даже угрюмая природа, доброй. Каждая строчка стихотворения наполнена трепетной любовью к малой родине, любовью, которую он пронесёт через всю жизнь. 2 этап: экскурсия. 4. Слово учителя. « У меня все стихи о России,»- говорил Есенин. Действительно, о чём бы он ни писал, это всегда лирическое повествование о родине, её природе и людях. Село Константиново, где родился С.Есенин, - исток его любви к родине, к которой он припадал душой, как усталый путник припадает к живительному источнику. А теперь самое время прикоснуться мысленно к тому месту, которое связано с именем поэта. Я приглашаю вас на экскурсию в село Константиново. Представляю слово экскурсоводам. 5. 1.Экскурсовод. (Выступление учащихся, чтение наизусть стихотворений). Всякого, кто приходит в усадьбу Есенина, первым встречает тополь: Над окошком месяц. Под окошком ветер… 2 Экскурсовод. Это было в мае 1924 года. Сергей приехал в родной дом после разлуки. ( Стихотворение « Клён ты мой опавший») 3.Экскурсовод. Этот дом был построен на месте сгоревшего. 4. Экскурсовод. На стене висят деревянные часы. 5. Экскурсовод. « У меня отец – крестьянин, ну а я крестьянский сын.» 6. Экскурсовод. Наверно, у каждого человека в детстве бывает своя Арина Родионовна. 7. Экскурсовод. Константиново… Многим достойным людям оно было колыбелью. 6. Лирическая миниатюра. Выступление, используя фотографии. Кто был в селе Константинове, обязательно помнит: С высокого берега через Оку открывается дразнящая синяя даль с блёстками пойменных вод, с копнами сена, извилистой дорогой, силуэтами пасущихся лошадей, одинокими вётлами и туманным гребешком леса. Не видать конца и края - Только синь сосёт глаза. Хорошо представляешь себе Есенина – мальчика, стоящего на крутом глинистом берегу. За спиной родное село, ржаное поле., берёзовые рощицы, рябины и тополя у домов, яблоневые сады. Внизу начинается «иная страна», названье которой Мещера. Тут нет эффектных картин природы. В здешней природе всё очень скромно. Но только чуткое сердце улавливает особый поэтический мир. 7. Слово учителя. Таким было сердце поэта. В лирике Есенина удивительно естественен, как будто он беседует с читателем, рассказывает о самом сокровенном, не думая о внешнем эффекте. Давайте поговорим с поэтом о наступлении утра, услышим его слова. 8. Самостоятельная работа учащихся. Анализ стихотворения « С добрым утром»., «Задремали звёзды золотые». 9. – Утро - это пробуждение ото сна , пора обновления. Как этот момент показан у поэта? ( Задремали звёзды, задрожал затон, появляется свет, румянится небосклон, пробуждаются берёзы, крапива.) - Одним из непременных элементов выразительности является его точность, меткость, чёткость. - Что значит задремали звёзды? Почему золотые звёзды? ( Ночь – пора звёзд, они бодрствуют, а утром – засыпают. Золотой цвет символизирует в стихотворении увядание.) - Как вы понимаете слова брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона? ( Первые лучи солнца только коснулись глади воды и зарумянили небо.) - Что означают слова «задрожало зеркало затона»? ( Появился лёгкий ветерок). - Что обозначает слово затон, брезжит? ( Затон – вдавшийся в речной берег залив; брезжить – рассветать). - Именно так начинается утро. Какими красками рисует поэт картину утра? (золотой, алый, зелёный). -Чистые, яркие цвета являются основными в русской иконописи. -Как, используя эпитеты и олицетворение, поэт показывает дальнейшее пробуждение природы? ( Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы Шелестят зелёные серёжки И горят серебряные росы.) - И опять встречается образ берёзки. Берёза для Есенина – символ русской девушки. Докажите, что берёза напоминает девушку? (Просыпается она, улыбается, растрепала косы, шелестят серьги в ушах). Утро – пора обновления, цветения. Даже крапива приобретает прекрасный вид. Какие олицетворения использует поэт, чтобы показать это? (Обрядилась ярким перламутром. Перламутр – ценное вещество с переливчатой окраской, составляющее внутренний слой раковины. Крапива шепчет шаловливо.) Слово учителя. Все яркие и нежные тона, переливы и переходы красок впитала в себя русская природа в стихотворении Есенина. Мир природы у него необыкновенно красочен. Работа с фотографией. Художник И.Бродский до встречи с Есениным не знал его места рождения, но, прослушав стихи поэта, живописец сказал, что Есенин, вероятно, родился в Рязанской губернии. Есенин был удивлён. Пейзажи, воспетые в стихах, воскресили в памяти Бродского природу Рязанской земли, где он в молодости работал над этюдами. Посмотрите на выставку работ русских художников, посвящённых тем местам, в которых родился поэт. Рассмотрев их, вы увидите сходство. А сейчас поглядите на фотографии, сделанные в окрестностях села Константиново. Одна из фотографий выполнена рано утром. - Какие сходства вы нашли со стихотворением «С добрым утром»? Опишите фотографию. Как бы вы её назвали? Слово учителя. Рассматривая сегодня на уроке стихотворения Есенина, мы видели разные настроения и состояния души поэта. Он мог ярко, сочно восторгаться красотой природы в одних стихах и грустить в других. - Какие особенности лирики Есенина вы можете отметить? ( Напевность, лиризм, близость к устному народному творчеству, взаимопонимание лирического героя с природой, олицетворение природы.) Учитель. -Нельзя не сказать. что в каждом стихотворении просматривается чёрточка личности самого поэта. Ведь так написать о природе. О любви к ней мог только человек большой души. Открытого сердца. По-настоящему любивший Россию. Однажды, выйдя за порог родительской избы, он впервые увидел её. И, наверное, это должно было случиться весной, когда «льётся по равнинам берёзовое молоко» и « дымкой отдаётся росяница» . Весной, когда незатейливая русская природа обретает неповторимую красоту, вместе с шорохом трав и звоном колокольчика во ржи вошла в его сердце Россия. Я уверена, ребята, что и в ваших сердцах есть место, где хранится любовь к какому-то родному уголку природы. Итог урока и прокомментированное домашнее задание. Сегодня на уроке прозвучало много тёплых и нежных слов о Родине. Я бы хотела, чтобы, используя сегодняшний материал урока, вы написали сочинение на тему: «Любимый уголок природы». А также выучили наизусть стихотворение «С добрым утром». Памятка анализа лирического произведения. 1. Какая картина нарисована в стихотворении? Опишите её. 2. Какие художественные средства использует автор для создания этой картины? 3. Как вы понимаете эпитеты, метафоры и олицетворения, используемые поэтом? 4. Есть ли эпитеты, обозначающие цвет? Что они подчёркивают? 5. Как через олицетворение показано пробуждение природы? 6. Встречаются ли эпитеты, передающие характер предмета? 7. Есть ли в тексте символы? Что они означаю? Докажите свой ответ. 8. Сделайте вывод. | |
|
Всего комментариев: 0 | |
Уроки русского языка [11] |
Уроки литературы [13] |
Подготовка к ГИА [4] |
Подготовка к ЕГЭ [3] |
Творческие работы [8] |
Внеклассные работы [12] |
Пед. развитие [3] |
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Евстигнеевой Инны Станиславовны.
Вверх