Евстигнеева Инна Станиславовна Учитель русского языка и литературы
Главная » 2014 » Май » 27 » Л. Н. Толстой "После бала"
13:00
Л. Н. Толстой "После бала"
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

( с использованием игровой технологии)

Урок подготовила и провела Евстигнеева И. С.


Тема: Каждый человек в ответе за то зло, которое совершается в мире.
( Обобщающий урок по рассказу Л. Н. Толстого «после бала»)


Цель: Расширить и углубить представление о героях произведения, дать оценку их нравственной позиции. Через анализ текста художественного произведения осмыслить некоторые аспекты мировоззрения Толстого гуманизма. Развивать творческие способности учащихся. Воспитывать у школьников негативное отношение к проявлениям жестокости в жизни.

Оборудование: портрет Л. Н. Толстого; таблички с названиями действующих лиц в суде; вопросы, записанные на доске; рефераты; иллюстрации к рассказу; запись вальса.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

«Каждый человек в ответе за то зло, которое совершается в мире», так звучит тема сегодняшнего разговора. И у нас заключительный урок по рассказу Л. Н. Толстого «После бала». На предыдущих занятиях мы познакомились с основными этапами жизни и творчества писателя, прочитали и обсудили статью Толстого «Николай Палкин», работали над художественными образами действующих лиц. На этой выставке представлен весь материал, который накопили, работая над этим произведением. Изучая рассказ , дали оценку поступкам героев, но при этом остался нерешенным вопрос:

- «Виновен ли полковник в жестоком избиении солдата?»
(вопрос записан на доске)
- Как вы думаете?

Представим себе то время, в котором происходят описанные события. А мы находимся в зале суда, где слушается дело о нанесении потерпевшему солдату тяжких телесных повреждений. Попробуем с вами побыть и судьями, и экспертами, и обвинителями, и защитниками.

Но прежде всего, чем приступить к процессу, вспомним некоторую судебную лексику.

- Объясните смысл следующих слов:

Суд - государственный орган, ведающий разрешением гражданских и уголовных дел.

Эксперт- специалист, дающий заключение при рассмотрении какого- нибудь вопроса.

Судья- должностное лицо, разрешающее дела в суде.

Обвинитель- юрист, обвиняющий на суде

Защитник
- тот, кто защищает обвиняемого в суде.

Судебный пристав- должностное лицо в России, обеспечивающее ход судебного заседания.

Вердикт- приговор.

Уголовное уложение- сборник уголовных законов.

Судопроизводство- порядок ведения гражданских и уголовных дел в России.

Мы предварительно выбрали членов суда, которые дома готовились к ведению судебного процесса. Члены суда, займите свои места.
(Звучит музыка «Мазурки»)

- Вы узнали, что за музыка звучала? (танец «Мазурки»)

- Как танец «Мазурки» связан с текстом рассказа?

(Эта музыка звучала на балу, и под её аккомпанемент танцевали полковник с дочерью.)

Итак, начнем наш суд..
Зал суда. (За столом сидят 3 человека: судья, обвинитель, защитник, сбоку сидят за отдельным столом судебный пристав и эксперт, а отдельно на стуле сидит подсудимый- полковник Петр Владиславович Б., судебный пристав ведёт заседание суда.)

Судебный пристав.

- Встать! Суд идет! Прошу всех сесть.

Судебный пристав. ( Зачитывает обвинительный акт)

Прошлого дня 1840 года был сильно избит палками солдат полка, который командует Петр Владиславович Б., причастность к этому преступлению полковника Б. состоит в следующем:
1. непосредственно сам полковник Б. дал приказ на экзекуцию солдата;
2 господин Б. лично присутствовал на истязании и следил, чтобы другие солдаты били провинившегося жестоко, не жалея его.
3 полковник Б. сам ударил рукой по лицу солдата за то. Что он не достаточно сильно стукнул провинившегося.

Привлеченный в качестве обвиняемого полковник Петр Владиславович Б. виновным себя не признал, а утверждает, что поступал по закону, следуя присяге, данной царю. Однако, судебно- медицинским экспертом установлено, что потерпевший получил сильные телесные повреждения в результате того, что его били палками.
Преступление это предусмотрено 4 и 5 пунктами 1453 статьи Уложения о наказаниях. Посему и на основании статьи 201 Устава уголовного судопроизводства дворянин Б. подлежит суду окружного суда.
Слово предоставляется судье.

Судья:
- Дворянин Петр Владиславович Б. вы обвиняетесь в том, что прошлого числа 1840 года по вашему приказанию был избит солдат.
- Клянетесь ли вы говорить правду и только правду?

Полковник:
- Клянусь говорить правду и только правду.

Судья:
- Признаете ли вы себя виновным?

Полковник:
- Никак нет. Виновным себя не считаю, так как солдат совершил побег, за который я назначил ему наказание, преИдусмотренное в уставе, в виде ударов палками.

Судебный пристав:
- Слово предоставляется обвинителю.

Обвинитель:
- Я предлагаю заслушать свидетеля Ивана Васильевича.

Судебный пристав:
- Клянетесь ли вы говорить правду и только правду?

Иван Васильевич:

- Я клянусь говорить правд и только правду.

Судебный пристав:
- Что вам известно по обстоятельствам совершенного поступка?

Иван Васильевич: (пересказывает близко по тексту отрывок. Со слов, когда я вышел на поле, где был их дом, я увидел в конце его... стр 340-341..
До … это было что- то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.)

Обвинитель:
- Уточните, в какое время это было?

Иван Васильевич:
- С бала я приехал в пятом часу, пока доехал домой, посидел дома, прошло еще два часа, так что, когда я вышел, то было уже около 7 часов утра, и на улице уже было светло.

Обвинитель:
- В каком месте происходило истязание?

Иван Васильевич:

- На конце города, около большого поля.

Обвинитель:

- По каким внешним признакам вы опознали в военном полковника Б.?

Иван Васильевич:
- Это был высокий военный в шинели и фуражке, он шел подрагивающей походкой. Это был отец Вареньки, со своим румяным лицом, белыми усами бакенбардами.
Обвинитель:
- У меня к Ивану Васильевичу больше вопросов нет.

Судебный пристав:
- Суд считает необходимым допросить второго свидетеля- кузница.
Клянетесь ли вы говорить правду и только правду?

Кузнец:
- Да клянусь говорить правду и только правду.

Судебный пристав:
- Что вам известно по обстоятельствам совершенного поступка?

Кузнец:
- Шел я рядом с Иваном Васильевичем по полю и увидел, как избивают солдата. С двух сторон падали удары на спотыкающегося, корчившегося человека. И все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым. Вдруг полковник остановился и быстро приблизился к одному из солдат.
- Я тебе покажу. Будешь мазать? Будешь?- кричал он.
И я увидел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина.
- Подать свежих шпицрутенов!- кричал полковник.
Спина у провинившегося была красным месивом, солдат еле стоял на ногах и постоянно повторял: « Братцы помилосердствуйте».

Обвинитель:
- Посмотрите, находится ли в зале суда человек, который руководил истязанием?

Кузнец:
- Да, именно этот человек сидит здесь.

Обвинитель:
-Чем избивали татарина солдаты?

Кузнец:
- Они избивали его шпицрутенами.

Обвинитель:
- За что, на ваш взгляд, полковник ударил солдата по лицу?

Кузнец:
- Я думаю за то, что он не очень сильно ударил татарина.

Обвинитель:
- У меня больше вопросов нет.

Судебный пристав:
- Начинаются судебные прения. Слово предоставляется обвинителю.

Обвинитель:

- Обвинение считает, что в ходе судебного разбирательства установлено, что полковником Б. был дан приказ на жестокое наказание провинившегося солдата. Господин Б. Даже сам лично следил за тем, чтобы другие солдаты сильнее наносили палками удары. Вследстивие чего солдату были нанесены тяжкие телесные повреждения. Считаю, что действия господина Петра Владиславовича Б. содержат признаки преступления, предусмотренные статьёй 1453 Уложения о наказаниях и статьи 201 Устава уголовного судопроизводства. И он подлежит наказанию в виде пяти лет каторжного труда.
Я прошу предоставить слово эксперту, который расскажет о жестоких порядках и нравах, царящих в армии.

Судебный пристав:
- слово предоставляется эксперту.

Эксперт:
- Уважаемый суд, прежде, чем вынести вердикт, я хочу, чтобы вы представили обстановку, которая существовала в России. Е нам изложил сам автор в статье «Николай Палкин», с которой мы познакомились на прошлом уроке. В России в 1840 году триста тысяч человек в острогах и арестантских ротах сидят, запертые в тесные, вонючие помещения, и умирают медленной телесной и нравственной смертью. Жёны и дети их брошены без пропитания. Тысячи сидят по крепостям, или убиваются тайно начальниками тюрем, или сводятся с ума одиночными заключениями. Миллионы народа гибнут физически и нравственно в рабстве у фабрикантов. А в армии из 100 примерно 20 человек забивают насмерть. А уж палками — недели не проходило, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка.

Судебный пристав:

- Слово предоставляется защитнику.

Защитник:
- Вы все знаете, что армия строится на дисциплине и строгим соблюдении воинских уставов. И никто не имеет права нарушать их требования. А солдат- татарин самовольно оставил свою часть. За что по уставу полковник имеет право наказывать избиением палками.
Считаю, что господин Б. Поступил в рамках устава, и он не виноват. Кроме того, это очень хороший человек, отличный семьянин, любящий отец, умеющий вести себя в обществе. И защита просит допросить еще одного свидетеля- хозяйку бала.

Судебный пристав:
- Слово предоставляется хозяйке бала. Клянетесь ли вы говорить правду и только правду?

Хозяйка бала:
- Клянусь говорить правду и только правду.
Мне очень хочется рассказать, как вел себя во время бала этот замечательный человек, любящий отец. (Выборочно чтение)
Все просили полковника потанцевать, полковник отказывался, говоря, что он разучился танцевать.... до слов он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и поцеловал в лоб стр. 336

Защитник:
- Уточните, оставался ли полковник на званый ужин и употреблял ли он спиртное во время бала?

Хозяйка бала:
- Полковник от ужина отказался, так как сказал, что ему завтра рано надо вставать. Со всеми простился и ушел.

Защитник:
- Как присутствующие относились к полковнику?

Хозяйка бала:
- Все присутствующие очень хорошо относились к полковнику Б.

Защитник:
- У меня вопросов больше нет.

Судебный пристав:
- Слово для зачтения вердикта предоставляется судье.

Судья:
- Выслушав обвинение, защиту, показания свидетелей, проанализировав данную экспертом историческую справку, суд установил, что прошлого числа 1840 года полковник Б. действуя в рамках устава, отдал приказ о наказании провинившегося солдата. И его поэтому нельзя считать виновным в избиении солдата. Уголовное дело подлежит прекращению, а полковник Петр Владиславович Б. оправданию.

Судебный пристав:
-Прошу всем встать. Суд окончен.
Учитель: (работа над анализом рассказа)

- Суд оправдал полковника. С точки зрения закона он не виновен.
1.Но как вы думаете, есть ли его вина в жестоком избиении?
(Полковник виновен как человек с моральной точки зрения)
2. В чем она заключается? ( В безнравственном отношении, жестокости к солдатам)
3. Как вы понимаете слово жестокость?
-Подберите к этому слову синонимы. (Беспощадность, безжалостность, бесчеловечность, бессердечие, чудовищность.)
На суде ничего не было сказано о самом солдате.
4. Что вам известно об этом человеке?
5. Сколько ему примерно лет. Какой он национальности? Почему он бежал? Как по вашему, куда он мог бежать?
( Это молодой парень, татарской национальности, наверное, плохо знающий русский язык. Бежал от жестокого обращения, постоянной муштры. И бежал скорее всего домой. Он не оставил поле боя, никого не предал, но все равно был жестоко наказан.
5.Почему полковник, как будто любящий, внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам?
(Он был уверен, что делает все правильно, по закону. Не даром Толстой сравнивает его с Николаем. Полковник- это старый служака, строго выполняющий все законы, царящие в армии, и уверенный в их правильности.
6.Был ли он двуличным человеком?
( Он не был двуличным. На балу он действительно добр, красив, мил, любящий отец, но это по отношению к людям своего, определенного круга. Однако в армии- это воинский начальник, старый служака. Он убежден, что надо по закону. И танцует, надевая замшевую перчатку, и бьет солдата рукой в замшевой перчатке. Он искренен и на балу, и после бала, когда не рассуждая, как ревностный николаевский служака, по хорошо продуманному распорядку прогоняет сквозь строй беглого солдата. Полковник верит в необходимость жестокой расправы с тем, кто преступил закон.
7.Откуда берутся законы, кто их пишет?
(Законы придумали сами люди)
8.Вспомните, в какой христианских праздник происходили события?
(Последний день масленицы, и утро чистого понедельника, с которого начинается великий пост. По древней традиции последнее воскресение перед постом называли прощёным днем. В канун поста люди просили прощение друг у друга и прощали даже своих врагов.
9.Почему же они так не милосердны к несчастному солдату, который просит: « Братцы помилосердствуйте» Ведь он по закону Божьему должен быть прощен?
(Если простят, то сами будут наказаны)
Вывод учителя:

Толстой устами этого солдата напоминает читателям не только о необходимости следовать Божьему закону, но и о равенстве людей перед Богом, перед законом, так как он должен быть справедливым и защищать людей.
10.Каково состояние Ивана Васильевича, когда он стал свидетелем сцены наказания?
(Зачитать. Страница ..341_ Мне было до такой степени стыдно что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличён в самом постыдном поступке, я отпустил глаза и поторопился уйти домой.)
11.Что потрясло в этой сцене Ивана Васильевича, свидетелем которой он стал?
(Иван Васильевич не знал прав ли генерал, наказывая солдат, он не может быть равнодушным к этим людям и чувствует свою личную ответственность за зло, причиненное этому человеку)
- Иван Васильевич- гуманный человек.
12.Как вы понимаете слово гуманизм?
(Гуманизм- это человеколюбие)
Вывод: Когда мы рассматриваем поступок полковника и его окружение, все кажется правильным. И бегство солдата должно быть наказано, но с точки зрения нравственной, человеческой морали никто не имеет права так жестоко избивать другого человека. И рассказ Л. Н. Толстого был написан во имя того, чтобы осудить жестокость, царившую в царской армии.
Но эти же проблемы существуют и в нашей Российской армии. Этому есть множество примеров. Это, конечно же, и неуставные взаимоотношения, и бегство солдат из частей из-за жестокого к ним отношения.
13.Известны ли вам случаи неуставных взаимоотношений, жестокости и других проблемах, возникающих в армии?
Вывод: Однако преступными могут быть не только избиение и жестокое отношение к подчиненным, но и бездействия, то есть халатное отношение командиров к своим обязанностям. Это например, когда в декабре 2003 года при перелете призывников к мест службы, они были оставлены на летном поле командирами в сильный мороз на несколько часов без теплой одежды, в результате чего в больничных палатах оказалось 72 солдата, 17 из который с диагнозом пневмония, а 1 военнослужащий скончался. Это говорит еще раз о том, что есть жить не только по законам и уставам, но и не забывать о нравственности, гуманизме.

Домашнее задание:

Мы много говорили сегодня о таких понятиях как честь, долг, совесть. Но у каждого человека свое отношение к ним.
И «Что такое честь, долг, совесть в моем понимании» я предлагаю вам поразмышлять об этом дома в тетрадках по литературе.
Приведите примеры из жизни или литературы, когда люди поступали по закону, но при этом нарушали нравственные принципы.
Итог урока:
Сегодня на уроке мы не только выявили злые и добрые начала в человеке, не только осудили жестокость, но и разоблачили социальную несправедливость, существовавшую в Николаевской России, искажающую натуру человека, и такие понятия, как долг, честь и совесть.
14. Вспомним вопрос, на который мы должны были ответить в ходе нашего урока.
(Виновен ли полковник в жестоком избиении солдата?)
15.Как бы ва ответили на него после нашего разговора?
(Я думаю, что полковник виновен в жестоком избиении солдата. Да, солдат убежал, но он бежал от очень тяжелых условий жизни. Он никого не предал, не оставил поле боя, из- за него никто не погиб, поэтому и наказать его можно было как- то иначе, не так жестоко.)
Вывод учителя:
Действительно, писатель заставил нас задуматься над проблемой ответственности человека за все зло, что совершается в мире.
Свой урок я хочу закончить прекрасными словами Радищева:
«Только тогда станешь человеком, когда
Научишься видеть человека в другом.»

Выставление оценок учащимся за работу на уроке.
Категория: Уроки литературы | Просмотров: 2817 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Категории

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вверх