Евстигнеева Инна Станиславовна Учитель русского языка и литературы
Главная » 2013 » Октябрь » 25 » Развитие речи в 7 классе.
23:52
Развитие речи в 7 классе.
Тема: Описание внешности человека.
Цели урока: Познакомить учащихся с описанием внешности человека, литературным портретом; помочь осознать его замысел, особенности; подготовить высказывания в этом жанре.
Задачи:
Образовательная
дать понятие о портрете, его видах, использовании в разных стилях.
Развивающая:
развивать исследовательские и творческие навыки.
Воспитательная:
привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет; формировать культурологическую компетенцию в области искусства и литературы.
Оборудование: экран, проектор, презентация, раздаточный материал( текст, карточки)
На доске: цели, тема урока.
Проект урока
1. Организационный момент. Приветствие учителя.
Цель: вызвать доверие, готовность сотрудничать.

2. Мотивация. Постановка цели и задач.
Цель: побудить к совместной деятельности, погрузить в учебный материал, сформировать информационное поле урока.
Содержание: чтение фрагмента сочинения, определение темы, целевые установки.

3. Актуализация опорных знаний.
Цель и содержание этапа: выявить компоненты описания, познакомить с портретным словарем.

4. Постановка учебной задачи.
Цель: соотнести авторский замысел с особенностями портрета, познакомить с видами описания портрета.

5. Постановка учебной задачи. Творческое задание.
Цель: выявить особенности художественного описания.
Содержание: исследование текста, организация поисковой деятельности в группах, сравнение ученических вариантов с авторским.

6. Творческая работа.
Цель: развить умения включать элементы описания в текст.

7. Межпредметные связи.
Цель: формирование культурологической компетенции.
Содержание: использование методического приема сравнения литературного портрета и живописного портрета.

8. Подведение итогов. Выявление активных учащихся.

Ход урока
1 Организационный момент. Приветствие учащихся.
Цель: вызвать доверие, готовность к сотрудничеству.  
1 слайд
Учитель: 
Ребята, сегодня на наш с вами урок пришли гости. И я надеюсь, что вы будете внимательными, активными и все у нас получится. Я искренне надеюсь на то, что урок вам понравится и запомнится.
2 Мотивация. Постановка цели и задач.
Цель: побудить к совместной деятельности, погрузить в учебный материал; сформировать информационное поле урока.
Содержание: чтение фрагмента сочинения, определение темы, целевые установки.
Учитель:
Давайте  прослушаем  фрагмент  сочинения об одном из любимых ваших учителей.
2 слайд ( картинка школы+ музыка)
Чтение учителем сочинения о Бобровской Е.С.
Учитель:
    Любимый учитель… Кажется, так просто рассказать о нем, знакомой до мельчайшей черточки, близком и дорогом человеке..
    Но… оказывается очень трудно найти такие слова, чтобы передать всю признательность, благодарность, почтение и трепетную нежность, которые переполняют сердце, когда думаешь о любимом учителе….
    Среди прекрасных моих учителей есть совершенно удивительный человек. Представьте себе невысокую, стройную, строго и со вкусом одетую молодую женщину с приятным миловидным лицом. С аккуратно причесанными светлыми волосами, то собранными в пучок или распущенными до плеч.
    С милой улыбкой и озорным взглядом блестящих голубых глаз.
    Попробуйте услышать ее взволнованную речь, звенящую натянутой струной, когда нам она что-то объясняет, читает, рассказывает. На уроке ее взгляд становится глубоким и строгим, но непостижимо притягательным, а лицо просто светится от удовольствия, когда она слышит правильный ответ ученика.
Учитель:
Ребята, вы узнали вашего любимого учителя?
Дети: наша первая учительница.
3 слайд  Фотографии учителя.
Учитель:
Что помогло вам узнать Елену Сергеевну?
Дети: описание её внешности.
Учитель: 
А теперь подскажите  тему нашего урока.
Дети: описание внешности человека.
4 слайд Тема урока и цели.
Учитель:
Итак, тема нашего урока «Описание внешности человека». Какие задачи мы должны сегодня решить?
Дети читают по слайду.
-- Что такое описание внешности человека;
-- Какова задача описания;
-- Каковы особенности описания;
-- Как построить описание.
3 Актуализация опорных знаний.
Цель и содержание: выявить компоненты описания, познакомить с портретным словарем.
Учитель:
Ребята, у вас есть карточка №1 с компонентами описания внешности человека. Посмотрите и скажите, что с помощью этих слов можно описать во внешности?
Дети: описывают внешность человека, а именно лицо, глаза, волосы, фигура, мимика, жесты.
Учитель:  5 слайд Портрет
Описание внешности называется портретом, вот его компоненты, запишите их в тетрадь.
Дети: записывают в тетрадь.
5 слайд Портрет
4 Постановка учебной задачи.
Цель: соотнести авторский замысел с особенностями портрета. Познакомить с видами описания портрета.
Учитель:
А теперь  выясним, какие бывают портреты. Нам помогут тексты, в которых встречаются описания портретов.
6 слайд  текст из произведения «Бежин луг»
Учитель:
Пожалуйста, 1 группа прочитайте  отрывок. 
Дети: читают отрывок  по очереди вслух. И. С. Тургенев «Бежин луг». Цель – подчеркнуть индивидуальность.
1 группа
Первому старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик. С красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица. Кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянно полувеселой, полурассеянной улыбкой.
У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, тело приземистое, неуклюжее.
Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительное: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы….., сдвинутые брови не расходились.
Четвертый, Костя, мальчик лет двенадцати….с печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; но странное впечатление производили большие, черные,жидким блеском блестевшие глаза.
Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил….только изредка выставлял кудрявую голову.
Учитель:
Кто назовет автора и произведение? ( «Бежин луг» И.С.Тургенев)
А теперь определим задачу  описания, в этом вам поможет карточка №2.
7 слайд  Описание Митраши и Насти
Учитель:
Слово  2 группе.
Дети: читают отрывок  вслух. Отвечают на вопросы. Цель – раскрыть внутренние качества (доброта, ласку, хозяйственность).
2  группа
Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.
   Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый,
затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.
Учитель:
Назовите автора и произведение? («Кладовая солнца» М.М.Пришвин)
Какова задача этого описания?(Раскрыть внутренние качества)
8 слайд  Описание Валька. Влад. Галакт. Короленко «Дети подземелья»
Учитель:
А сейчас предоставляется слово 3 группе. 
Дети: читают отрывок. Отвечают на вопросы. Цель – показать социальное положение.
3 группа
       Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами
Учитель:
А этого отрывка кто автор?(«Дети подземелья» В.Г.Короленко)
Скажите задачу этого описания? (Показать социальное положение)
9 слайд Описание Дубровского. А.С.Пушкин «Дубровский»
Учитель:
 4 группе слово.
Дети: читают отрывок. Говорят цель – передать эмоциональное состояние.
4 группа
Очередь была за Дубровским. Секретарь поднес ему бумагу. Но Дубровский стал неподвижен, потупя голову и молчал. Потом вдруг поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот  упал….
Учитель:
Назовите автора и название? («Дубровский» А.С.Пушкин)
А что этим портретом хотел сказать автор?(Передать эмоциональное состояние)
10 слайд Внимание розыск. Из газет
Учитель:
Ребята, а вот еще один портрет. Прочитайте 1 группа.
Дети: читают отрывок, отвечают вопросы, цель – передача особых примет.
1  группа
Ее приметы: на вид 14-16 лет, плотного телосложения, рост 165 см., волосы темно – русые, прямые, ниже плеч, глаза карие. За ухом большое родимое пятно.
Учитель:
Определите задачу этого описания? (передача особых примет)
11 слайд Описание негра. Энциклопедия.
Учитель:
Ну и наконец, последний портрет. 2 группа
Дети: читают отрывок, отвечают вопросы. Цель – передача национальных черт.
2 группа
Характерны темная кожа, курчавые волосы, широкий нос, толстые губы. Нация  распространена в Африке, к югу от Сахары.
Учитель:
А какова задача этого описания?
Учитель:
 Ребята,  из каких источников прозвучали  эти описания?
Дети: из литературы, газет, энциклопедии.
Учитель:
Правильно. 
12 слайд  Виды описаний.
Друзья,  в зависимости от замысла и цели, описания внешности делятся на несколько видов: деловое, научное, художественное. Давайте вернемся к нашим портретам и определим их вид?
Дети по слайдам называют вид описания.(записать в тетрадь)
13 слайд  Релаксация. Включается музыка.
Учитель:
Ребята, я порошу вас закрыть глаза, и вспомнить образ своей мамы, вспомните её глаза и мысленно загляните в них, почувствуйте её нежный и теплый взгляд. Мысленно проведите ладошкой по ее щекам, погладьте волосы, крепко обнимите ее. Скажите ей какая она у вас красивая, единственная, неповторимая. Любите ее, берегите, заботьтесь и никогда не обижайте.
Спасибо всем. Можете открыть глаза и продолжаем нашу работу.
5 Постановка учебных задач. Творческое задание.
Цель: выявить особенности художественного описания.
Содержание: исследование текста, организация поисковой  деятельности в группах. Сравнение ученического варианта с авторским.
Учитель:
Дети, теперь обратим внимание на особенности художественного описания. Обратитесь еще раз к литературным портретам и назовите портретные изобразительно-выразительные средства.
Дети: сравнение, цветовые эпитеты, эпитеты со значением формы, размера, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использование числительных, разговорная лексика)
Учитель:
14 слайд  Проверим по слайду (лексические средства)
Учитель:
А в каких текстах – описания отсутствуют такие элементы. Почему?
Дети: Деловое, научное. В них даны конкретные данные о человеке.
Учитель: 
Ребята, сегодня мы обращались к описанию внешности таких мастеров литературных портретов, как А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Влад.Галак.Короленко, Мих,Мих.Пришвин.
А теперь обратимся к литературному портрету нашего писателя –земляка М.Алек. Шолохову. Портреты в его произведениях занимают особое место, служат средством характеристики героев.
Вашему вниманию предлагается портрет Мишки. А из какого рассказа вы скажите сами.  
15 слайд Нахаленок
Ваша  задача  отредактировать текст, вставив на месте пропуска элементы описания, для этого используйте словарь  карточки  №3. В нем есть авторские, шолоховские слова и выражения, попробуйте их найти и вставить в текст.
Дети по группам на карточке вставляют слова, а затем зачитают 2 и 4 группа.
16 слайд   Авторский текст
Учитель:
А теперь посмотрим, как М.А.Шолохов описал Мишку. ( читает вслух ученик).  
      Мишка собой щуплый, волосы у него с весны были как лепестки цветущего подсолнечника, в июне солнце обожгло их жаром, взлохматило вихрами; щеки, точно воробьиное яйцо, исконопатило веснушками, а нос от солнышка и постоянного купанья в пруду облупился, потрескался шелухой.  Одним был хорош Мишка – глазами. Из узеньких прорезей высматривают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда.
Учитель:
Скажите название рассказа, кто угадал?
Дети: рассказ «Нахаленок».
Учитель:
Ребята, какой красивый и глубокий  портрет Мишки. При описании портрета М.А.Шолохов берет эпитеты и сравнения из картин донских пейзажей. Какие необычные, яркие, самобытные эпитеты и сравнения использует автор в описании глаз,  волос.
6 Творческая работа.
Цель: развивать умение включать элементы описания в текст.
17 слайд  Текст  «Пусть так не будет»
Учитель:
В художественном тесте портрет является средством характеристики героя. Он органично включается в текст  произведения и составляет с ним единое целое. 
А сейчас мы обратимся к тексту В.Катаева, в котором отсутствуют портреты героев.  Грабова И. прочитай текст.
Дети:  читает уч-ся вслух.
 По платформе к поезду бежала довольно грузная женщина. Споткнулась, упала. Стала смущенно подниматься. А рядом стояли три паренька. Они с любопытством смотрели на происшествие. Но никто из них даже не подумал помочь женщине подняться. Только один довольно равнодушно заметил: 
      — Спортом нужно заниматься. (В. Катаев.)
Учитель:
Я предлагаю, выполнить  творческую работу. Вам надо включить в текст компоненты описания внешности, которые будут либо соответствовать поведению парней, либо противоречить. Для этого обратитесь к словарю упр.422 или подберите свои лексические средства.
Начните с предложения… «А рядом стояло три паренька.»
Учащиеся пишут текст.
Учитель:
Давайте зачитаем некоторые описания.
( чтение описаний сначала всего отрывка)
Учитель:
Из ваших описаний мы увидели, что внешность человека может соответствовать его характеру.
7 Межпредметные связи.
Цель: формирование культурологической компетенции.
Содержание: методический прием – сравнение литературнрго портрета и живописного портрета.
Учитель:
Дети, сегодня мы с вами познакомились с описанием портретов в литературе, но и в изобразительном искусстве немало мастеров портретного жанра.
Посмотрим на портреты и художников их создавших.
18 -20 слайд   Художники. Иван Николаевич Крамской – мастер психологического портрета, Василий Андреевич Тропинин – мастер характерного портрета, Илья Ефимович Репин – мастер исторического группового портрета.
Учитель:
Ребята, художники и писатели с огромным уважением и любовью стремились запечатлеть характерно-индивидуальные черты личности, показать внутреннюю ценность человека.
8 Подведение итогов.
Учитель:
Ну вот наш урок подходит к концу. Вернемся к целям нашего урока.
21 слайд  Цели урока
Всех ли целей мы достигли.
Дети: да всех.
Учитель: 
Хорошо. Ребята, кто по вашему мнению был самым активным на уроке. Кто заслуживает сегодня пятерки.
Дети: отвечают
Учитель:
22 слайд  Дом. задание
Ребята, дома вы опишите своего одноклассника. Подчеркните в портрете его индивидуальность, так чтобы мы по описанию внешности могли его узнать. Спасибо вам за работу на уроке.
             
 Компоненты описания внешности человека.
Невысокая, стройная.
Приятная, миловидная.
Причесанные, светлые, распущенные.
Озорной, глубокий, строгий, притягательный.
Блестящие, голубые.
Взволнованная, звенящая.
                                   План анализа отрывка
1 Автор отрывка.
2 Название произведения.
3 Цель описания.
               Задача описания
- передать портрет
- как средство характеристики героя
- передать индивидуальные особенности
- создание психологического портрета

                                      Самоанализ урока
Урок:  русский язык
Класс:  7 
Тип урока:  развитие речи
Тема: Описание внешности человека.
Задачи урока:
образовательная – дать понятие о портрете, его видах,использовании в разных стилях речи.
развивающая – развивать исследовательские и творческие навыки.
воспитывающая – привлечь внимание учащихся к внутреннему миру человека, выраженного через портрет, формировать культурологическую компетенцию.
Оборудование: доска, проектор, компьютер, экран, раздаточный материал.
На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русскогоязыка подходы:
-- текстоориентированный: работа с текстом  художественного стиля, использование отрывка из художественного произведения регионального компонента.
-- функциональный: исследование текстов, творческие задания, лексическая работа, творческая работа, беседа, работа с текстом.
-- коммуникативно-деятельный: работа с разными текстами.
-- интегрированный: связь с литературой осуществлялась через тщательный отбор дидиактического материала.
Соблюдены были структурные компоненты урока.
На уроке преобладал творческий характер познавательной деятельности.
На уроке использовались компьютерные технологие для повышения качества образования учащихся. Через проектор выводились на экран различные виды самостоятельной работы.Все это позволило ускорить темп работы учащихся на уроке, чтобы как можно больше и качественнее выполнить задания на уроке.
На уроке были развиты психологические моменты: развитие внимания, памяти, воображения, активности.
Главным акцентом на уроке то, что дети должны были выявить особенности художеественного описания, выявлять компоненты описания.
На уроке использованы межпредметные связи –это связь с искусством.
В конце урока детям было задано творческое задание. Дети самостоятельно оценили свою работу на уроке.
На уроке был создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный.

Категория: Уроки русского языка | Просмотров: 1566 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Категории

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вверх