Евстигнеева Инна Станиславовна Учитель русского языка и литературы
Главная » 2013 » Ноябрь » 29 » Педагогический марафон
10:43
Педагогический марафон
Тема выступления на педагогическом марафоне (мастер класс).
Загрузить и просмотреть презентацию
1 слайд
Технология личностного ориентирования в развитии творческих способностей учащихся на уроке развития речи в 5 классе.
2слайд
Американский поэт , философ Ралф Уолдо Эмерсон сказал: «Секрет успешного обучения и воспитания лежит в уважении к ученику». Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказывать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощущать атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех, - мечта любого преподавателя. К таким урокам я шла в течение многих лет работы в школе. Немаловажную роль в овладении методикой подготовки и проведения этих занятий сыграло изучение и использование на практике всех особенностей и возможностей личностно-ориентированной технологии в обучении и воспитании, что стало возможным в результате работы над темой самообразования: «Использование технологий, методов и приемов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка». В центре внимания личностно-ориентированной технологии – уникальная целостная личность, которая стремится к реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
3 слайд.
Технология личностной ориентации пытается найти методы и средства обучения, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают содержание образования. Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.
4 слайд.

Основными принцами технологии обучения является следующее:

1. Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть выполняющие не своё дело.

2. Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать.

3. Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Рассматривая основные требования к личностно-ориентированному уроку, доктор психологических наук Ирина Сергеевна Якиманская отмечала, что его цель – создание условий для познавательной активности учеников. Средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя, таким образом, знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал. Учеба в школе – важный процесс, главной сущностью которого является ход усвоения информации. Читая детские творческие работы, я увидела, что ученики, работая над одной и той же темой сочинения, особенно если она носит описательный характер, излагают её совершенно по-разному, то есть у одних ребят в работе преобладают образы, у других - звуки, а у третьих – чувства.

5 слайд.

В целом всех людей по особенностям усвоения информации можно распределить на четыре стабильные категории. Рассмотрим каждую из них по отдельности и остановимся на их специфике. Ведь от их особенностей зависит, насколько успешно будет идти адаптация ребёнка. Итак, кинестетики, визуалы, аудиалы и мало распространенные дискреты.

6 слайд.

Визуалы – это люди, воспринимающие информацию при помощи зрения. Аудиалы – это люди, усваивающие материал преимущественно на слух. Кинестетики – это люди, большую часть информации воспринимающие посредством ощущений (осязания, обоняния), а также с помощью движений. Дискреты – у таких людей сильнее развито логическое, абстрактное мышление, они хорошо воспринимают большое количество числовой информации. В общей массе населения таких людей очень мало.

7слайд.

Типы восприятия.

8 слайд

Зачем нужно знать, каким способом школьник воспринимает информацию?

 9 слайд

• Учитель в ходе урока может передавать информацию учащимся различными способами. Благодаря этому у каждого ученика будет равная возможность усвоить преподаваемые знания, качественно и верно.

10 слайд

• От развитости у ребенка того или иного канала. Сильно зависит скорость освоения материала.

11 слайд

• Также от особенностей такой умственной работы зависит, насколько ребенок будет вовлечен в процесс учебы, его внимательность и сосредоточенность на теме урока.

 12 слайд

• Зная точно, к какой категории причисляется ученик, можно правильно выстраивать с ним отношения, правильно обучать его, чтобы было интересно и понятно. Становится ясно, почему ребенок что-то плохо усваивает, не реагирует на замечания, безучастен в ходе урока, неактивен при выполнении домашнего задания. Сейчас коротко остановимся на проблеме правильного определения того, какой канал участвует у ребенка в восприятии окружающей действительности. Для школьного возраста это определить достаточно просто, используя метод наблюдения за ним или тестирования.

13 слайд

На что следует обратить внимание? На речь ребенка.

14 слайд

• Визуал в своей речи часть использует существительные, глаголы, прилагательные, которые связаны в первую очередь со зрением (привлекательный, красивый, наблюдаю, выгляжу, смотреть, образ, на первый взгляд, как можно видеть и прочие).

 15 слайд

• В тоже время, аудиалу присуще использование слов, связанных со слуховым восприятием действительности (звук, звучание, голос, прислушайтесь, обсуждать, громко, тихо, сказать, кричать).

 16 слайд

• Словарный запас кинестетика содержит выражения характеризующие чувства или движения (брать, мягко, грубо, прикосновение, захват и прочие).

 17 слайд

• Направление взгляда. У визуалов во время общения с кем-либо, как правило, взгляд устремлен вверх, а у аудиалов – в районе средней линии, кинестетики смотрят вниз.

 18 слайд

• Особенности внимания. Кинестетику достаточно трудно сконцентрировать на чем-либо свое внимание, он легко отвлекается от своего занятия; аудиал может с легкостью отвлечься на какие-либо сторонние звуки; визуалу сторонние шумы практически не помеха.

 19 слайд

• Особенности запоминания. У визуала более развита зрительная память, он запоминает образы, картинки. Аудиал запоминает то, о чем говорил, что слышал, слова, звуки. Кинестетик запоминает свои впечатления. Очень много способов и моментов когда и как можно наблюдать за ребенком в повседневной жизни.

• Даже, обратив на тот момент, как ученик списывает с доски задание на дом.

• Визуал: спокойно откроет дневник и послушно перепишет все слова и цифры с доски. Такой ученик легко воспринимает всё, что размещено на классной доске. Ему удобен такой вариант. Он располагает всей информацией благодаря тому, что она записана на доске.

• Аудиал: обратится за помощью к соседу по парте или учителю и переспросит у них, что написано на доске и верно ли он все понял. Или, придя домой, позвонит друзьям и всё расспросит.

• Кинестетик: будет долго искать дневник в портфеле, но затем откроет учебник и обведет прямо в нем те задания или упражнения, которые им задали на дом.

20 слайд

• Поведение учеников на перемене также даст много информации, достаточно немного понаблюдать.

21 слайд

Визуал чаще остается на перемену в классе, хотя большинство ребят выходит на перемену. Он потратит это время на усвоение зрительных образов, на которые во время урока ему не хватало времени посмотреть. Он будет искать спокойствия, чтобы разглядеть различные картинки, вывески, стенды.

 22 слайд

Аудиалы на перемене будут много шуметь, разговаривать, обсуждать. Поскольку весь урок они только этого и ждали, терпели, молча слушая рассказ учителя.

 23 слайд

Для кинестетика время перемены – это возможность побегать и активно размяться.

 24 слайд

  Учитель также может использовать и тестирование, чтобы правильно определить каналы для усвоения информации. Раздать вопросы для теста, где можно определить, к какой категории относится ученик или любой человек. Инструкция к тесту. Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак "+", если Вы согласны с данным утверждением, и знак "-", если не согласны.

Тестовый материал.

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.

2. Часто напеваю себе потихоньку.

3. Не признаю моду, которая неудобна.

4. Люблю ходить в сауну.

5. В автомашине цвет для меня имеет значение.

6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.

7. Меня развлекает подражание диалектам.

8. Внешнему виду придаю серьезное значение.

9. Мне нравится принимать массаж.

10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.

11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.

12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней.

13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.

14. Люблю читать во время еды.

15. Люблю поговорить по телефону.

16. У меня есть склонность к полноте.

17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.

18. После плохого дня мой организм в напряжении.

19. Охотно и много фотографирую.

20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.

21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.

22. Вечером люблю принять горячую ванну.

23. Стараюсь записывать свои личные дела.

24. Часто разговариваю с собой.

25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.

26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке.

27. Придаю значение манере одеваться, свойственной другим.

28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.

29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.

30. Мне нелегко найти удобную обувь.

31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы.

32. Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел.

33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.

34. Люблю слушать, когда говорят.

35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать.

36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.

37. У меня неплохая стереоаппаратура.

38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.

39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.

40. Не выношу беспорядок.

41. Не люблю синтетических тканей.

42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения.

43. Часто хожу на концерты.

44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.

45. Охотно посещаю галереи и выставки.

46. Серьезная дискуссия – это интересно.

47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.

48. В шуме не могу сосредоточиться. Ключ к тесту аудиал, визуал, кинестетик.

• Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.

• Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.

• Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия) :

• 13 и более – высокий;

• 8-12 – средний;

• 7 и менее – низкий.

Интерпретация результатов: Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.

25 слайд

Как кинестетики, так и визуалы, и аудиалы в «чистом виде» почти не встречаются. Как правило, у людей превалируют два типа восприятия, один из которых развит больше.

26 слайд

График проведённого тестирования среди учеников показал, что в моём классе преобладают ребята с аудиальным восприятием – 36%, с визуальным – 28%, а с кинестетическим- 13% и совсем немного со смешанным.

Существует и быстрый метод определения категории восприятия.

Это неформальный вариант теста.

Если у вашего знакомого или у вас нет возможности или времени пройти тест С.Ефремцева, то вы можете определить основной канал восприятия следующим образом. Спросите его (или себя), как бы он (вы) хотел(и) провести отпуск (абстрактный отпуск, "отпуск мечты"). А теперь проследите, в какую сторону он (вы) отвели глаза, прежде чем сформулировали ответ. В зависимости от направления взгляда можно сказать, какие образы создает человек: визуальные, аудиальные или кинестетические (тактильные).

1. Если взгляд направлен наверх, то это говорит о формировании зрительных образов, рисовании картинки – визуал.

2. Если взгляд направлен вниз, то это означает, что человек пытается прислушаться к своим чувствам и ощущениям – кинестетик.

3. Если взгляд направлен прямо, либо влево или вправо, без смещений вверх-вниз (как бы в сторону ушей), то это говорит о формировании звуковых образов – аудиал.

Для точности постарайтесь найти ответы на большее количество вопросов. Они могут быть любыми, например: "Как вы хотели бы отметить Новый год?", 'Какие планы на ближайшие выходные?" Чтобы определиться окончательно, то внимательно проанализируйте ответы на заданные вопросы. Например, если на вопрос: 'Где лучше провести отпуск?", человек при ответе использует следующие эпитеты:

1. Лазурное море, желтый песок, вид на горы из окна, яркое солнце, загорелые люди и другие зрительные образы, то вероятно человек – визуал.

2. Теплый бриз, запах моря, горячий песок, жар на теле от загара, расслабление, спа-отель и т.д., то, скорее всего, человек – кинестетик.

3. Шум волн, тишина на рассвете, крик чаек, зажигательная музыка, свист ветра и т.д., то человек – аудиал.

Практическая работа.

Мастерская творческого письма (5 класс)

Прежде, чем приступить к какому-либо сочинению, необходимо разбить учащихся на группы, то есть выявить их модельность. Чтобы выявить эти группы провожу следующее задание. Ученики 5 или 6 классов прослушивают прочитанный мною текст, а потом я предлагаю написать только то, что вызвало интерес и озаглавить свою работу.

Текст « Соловушка».

Соловей – это маленькая, совсем невзрачная птичка, размером с воробья. Спинка оливково-бурого цвета. Брюшко беловатое, бока буровато-серые. Очень красив хвост, он отливает рыжим бликом. Свой дом соловушка устраивает в лесах, любит и сады, где есть кустарники. Птица - скрытная и осторожная, её даже заметить очень трудно.

По земле эта птаха передвигается прыжками. Ощутив опасность, поднимает и опускает хвост и выдает: кр-р-р кр-р-р. Тем не менее, он с давних времен привлекает внимание человека замечательной песней. Поет соловей, сидя на какой-нибудь веточке невысоко от земли, несколько сгорбившись и опустив крылья. Пение слышится всю ночь, от вечерней до утренней зари. Оно напоминает свист, щелканье и рокочущие звуки, нежное вуркотение. С удивительной прелестью нежные звуки мелодии сменяются громкими, радостные — печальными. Строфа песни плавно замирает, но неожиданно за небольшой паузой следует новая — отрывистая и громкая. Слушая пение соловья, изумляешься разнообразию, полноте и силе звуков, и кажется чудом, что такая маленькая и невзрачная птичка так дивно поёт. А у людей, слушающих его, иногда выступают на глазах слезы и катятся по щекам. Соловушка заливается еще громче, еще слаще; пение его так и хватает за сердце.

Во время представления он забывает об опасности и поет так самозабвенно, что к нему можно подойти почти вплотную. В их пении есть всё: и благость, и радость, и благодарность, и слава Творцу, и печаль, и очарование!

 В такие мгновения стараешься не стукнуть невзначай, не зашуметь, не разговаривать, а быть благодарным слушателем…

Работа с классом.

После выполнения этой небольшой работы предлагаю зачитать полученный рассказ. На этом этапе уже можно определить, в какую группу относятся ребята.

На следующем уроке по развитию речи даю задание написать сочинение об осеннем дожде.

Тема урока. Осенний дождь (сочинение-описание.)

Цели: развитие творческих способностей учащихся; воспитание любви к родной природе, уважения к мастерам слова; закрепить навыки работы над сочинением-описанием.

Ход урока:

1.Организационный момент. Сообщение темы и цели.

2. Работа по теме урока.

1)Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей

- Ребята, у вас есть дома копилки?

- А что вы в них копите? Сейчас я тоже раздам вам копилки (листочки).

Сегодня мы должны наполнить эту копилку.… Как вы думаете - чем? Словами и мыслями.

Итак, мы должны опустить в копилку первое слово, которое будет темой нашей мастерской. А чтобы найти его. Закройте глаза и послушайте.

(Звучит запись на аудиокассете «Ливневый дождь в лесу»).

Опустите найденное слово в копилку и послушайте дальше.

(Звучит запись «Гроза. Раскаты грома. Затишье. Радостное пение птиц»)

Учитель раздает карточки, на которых написано по одному слову: дождь, идёт,мое настроение.

Напишите на карточках два-три предложения на данные темы, чтобы сохранить память об услышанном.

 Групповая работа.

Представьте, что вы юные корреспонденты и вам поручили написать в школьную стенгазету зарисовку на тему «Природа». Распределите ваши карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте его.

Вспомните интересные истории из своей жизни, связанные с дождем, расскажите их друг другу в группе. Выберите самую интересную, чтобы рассказать ее всем.

- Какие другие слова всплывают в вашей памяти, когда вы слышите слово дождь? Они могут быть связаны с ним по содержанию, цвету, звучанию. Запишите их.

Распространите слова-ассоциации определениями или другими словами, чтобы получились словосочетания.

После выполнения задания происходит обмен мнениями в группах, затем учащиеся читают словосочетания вслух.

Визуалы ( наблюдатели): мелкий, проливной, прямой, косой, грибной, ночной, дневной, обильный, короткий, затяжной, слабый, холодный, охлаждающий, ледяной, тихий, быстрый, со снегом, радужный, сверкающий на солнце, осенний, грозовой, долгожданный, питающий влагой землю, очищающий от грязи; капли прозрачные, как слеза.

Аудиалы (слухачи): постукивает, барабанит, капает, шумит, покрапывает, плачет, горюет, стучит, радует, злится, грохочет, звучит как музыка.

Кинестетики (всё что связано с движением, чувством): моросит, хлещет, очищает, навевает грусть, дождь поёт, убаюкивает, искрится , переливается, усиливается, злится, успокаивает, заставляет задуматься, радует, увлажняет

В результате записи учащихся дополняются.

Попробуйте написать определение слова дождь:

Дождь - это…

Дождь - это послание Бога.

Дождь - это плач неба.

Дождь - это капельки, чистые прозрачные.

Дождь - это природное явление. Солнце накапливает в облаках влагу. Тучи не выдерживают этой тяжести, и на землю падают капли воды.

Творческая работа

Используя содержание своей копилки, напишите небольшой текст (пять-шесть предложений) о дожде. Выразите свое отношение к дождю. (5 - 7 минут.)

Когда работа закончена, происходит обмен мнениями в группе (дети читают друг другу свои тексты вполголоса).

 Затем представители групп читают свои работы и идёт обсуждение сочинений.

Детские работы. Сочинение - описание осеннего дождя. 5 класс.

1. Аудиалы ( слухачи, т.е. восприятие звуков и описание их в сочинении)

 Небо заволокла туча, прогрохотал первый гром, сверкнула молния, и за окном внезапно пошел дождь. Он словно злился на кого-то. Капли так громко били в стекло, что казалось, будто кто-то выстукивает барабанную дробь. Вода быстро стекала на подоконник и с шумом падала в сырую землю, издавая какой- то странный музыкальный звук, напоминающий верхнее «до». Дождь пел свою песню, передавая нам разнообразное звучание: стук, дробь, плеск, журчание, бульканье. Если сначала гроза пугала, то потом хотелось слушать мелодию дождя.

2. Визуалы ( преобладают зрительные образы в описании, картинки, виды, изображения).

Подмосковная осень плакала небесным обильным дождем. Холодная вода смывала все на своём пути. Крупные, прозрачные, как слёзы, капли стучали по разноцветным листьям, принарядившихся клёнов, сбивая их с деревьев. Аллеи парка покрылись мокрым пёстрым ковром. Вода очищала от пыли деревянные скамейки, беседки, качели, тротуары. Казалось, будто сам дедушка - дождь решил помочь царице - осени принарядить наш сквер. Вскоре водная стихия прекратилась, выглянуло яркое солнышко. Умытая земля радовала нас яркими красками, которые бывают в сентябре.

3. Кинестетики ( описание чувств)

Осень пришла незаметно. Её шумное дыхание слышалось на расстоянии, и уже нельзя было остановить этот закон природы: зима, весна, лето, осень. Дождь обильно поливал землю. На улице не наблюдалось никакого движения. Как- то сразу стало грустно и одиноко. Вспоминалось жаркое лето с весёлым пением птиц, с громким смехом детворы во дворе дома. Струйки воды стекали по стеклу, казалось, что природа плачет по ушедшему лету. А осень умывает нас небесной водой, и готовит к новому преображению всего вокруг. Когда дождь закончился, и выглянуло солнце, то на душе сразу стало как-то веселее. Вслед за осенью придёт зима с чудесным праздником Новым годом, потом бурная весна, и наступит лето.

Вот такие небольшие работы написали учащиеся.

Итог.

 Мир детей надо наполнить творчеством и эмоциями, а не только заучиванием правил и параграфов учебников. В своей работе я стараюсь изменить способы подачи учебного материала, использовать новые технологии, чтобы ребенок мог почувствовать и осознать богатство своего внутреннего мира. Личностно-ориентированный урок предоставляет огромные возможности для решения этих задач.

 27 слайд.

Спасибо за внимание!

Категория: Пед. развитие | Просмотров: 1418 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Категории

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вверх