01:48 Открытый урок по русскому языку | |
Открытый урок по русскому языку в 7 классе. (с использованием новой технологии) Тема урока: -Не- с разными частями речи. Цели урока: 1. Систематизировать знания о написании –не- с разными частями речи; 2.Совершенствовать орфографические навыки написания –не- с разными частями речи; 3. Развивать логическое мышление и внимание; 4. Формирование коммуникативных умений; 5. Воспитывать уважительное отношение друг к другу при работе в парах и интерес к русскому языку. Тип урока: повторительно-обобщающий Оборудование: учебник русского языка, компьютер, экран, раздаточный материал. Ход урока 1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами будет повторитель- но-обобщающий урок. А вот по какой теме вы скажите сами. Посмотрите на экран и определите, какая будет сегодня тема урока. 1 слайд А (не) настный вовсе (не) близкий (не) здоровье (не) забудка (не) правдивый (не) правда, а ложь Б (не) годовать (не) читал (не) думая (не) навидя В (не) доумевающий (не) написана (не) открытый давно (не) встречавшийся товарищ (не) прочитанная, а просмотренная книга (Правописание –не- с разными частями речи) Правильно. Сегодня мы будем повторять тему «Правописание -не- с разными частями речи». Что мы сегодня будем делать на уроке? (Повторять и обобщать правила, тренироваться в написании слов) Пока я буду записывать ваши слова на доске, а вы запишите в тетрадь число и тему урока. 2 слайд. Тема и цели урока. Скажите ребята, как мы это будем делать? С чего начнем? (Вначале повторим правила) Изучение материала Хорошо. Давайте снова внимательно посмотрим на строчку А на экране. Что объединяет слова этой группы. Какие здесь части речи употребляются с –не-. 3 слайд Строчка А (В строчке А даны существительные и прилагательные) Ребята, давайте вспомним правило, как пишется –не- с сущ. и прилагательными. А в качестве примеров приводите слова из строчки А. (-не- пишется слитно с сущ. и прил. если слово без –не- не употребляется незабудка ненастный; если –не- является приставкой и придает слову противоположное значение (можно заменить синонимом) нездоровье – болезнь, неправдивый – лживый. Раздельно: если есть противопоставление с союзом –а- не правда, а ложь; если есть слова отнюдь, вовсе,нисколько, далеко, ничуть восе не близкий.) 4 слайд Правило. Посмотрите на экран, правильно мы вспомнили это правило. Давайте закрепим его. На экране перед вами предложения. Вы их не переписывайте, а только ставите номер предложения и рядом пишите слитно + раздельно -. 5 слайд 1 (Не) вежа – грубый (не) воспитанный человек. + 2 Гусь свинье (не) товарищ. – 3 Там на (не) ведомых дорожках следы (не) виданных зверей. (А.С.Пушкин) + 4 (Не) печь кормит, а руки. – 5 В океане, в закатном блеске,- розовые пятна (не) движных парусов.(И. Бунин) + 6 (Не) большой, а маленький пруд был рядом с нашим домом.- 7 (Не) ряшливый человек смешон. + Давайте проверим эту работу. Выставление оценки. Переходим к следующей строчке Б. Посмотрите и скажите какие здесь части речи? 6 слайд Строчка Б (Глаголы и деепричастия) Давайте вспомним, как пишется –не- с глаголами и деепричастиями. И приводим примеры из строчки Б. ( -не- с глаг. и дееприч. пишется раздельно не читал, не думая. -не- слитно. если без –не- не употребляется негодовать, нена- видя). 7 слайд Правило –не- с глаг. и дееприч. Правильно, ребята. А сейчас послушайте юмористическую балладу и подумайте, что положено в её основу, какая ситуа- ция. Учитель в класс вошла, вздохнула: -Ты помнишь, Саша, тему эту? Печально оглядела нас: - А ты жевал тогда конфету! Тетрадку чью-то развернула: -Ты, Света что не поняла? Вдруг слезы брызнули из глаз: - В окно смотрела ты тогда… -О наш, учитель, не сердитесь! - Я каждый день твердила, верно!? Пиши раздельно, а вы мне, знаем все. - Да, вы всё время говорили, С глаголом –не- пиши раздельно! Но мы глагол не знаем где! ( В основу положена ситуация, когда знаешь правило, но не умеешь его применять.) Правильно, вот сейчас и посмотрим можете ли вы применять правило. У вас на столе карточки с пословицами. Вам надо начало пословицы соединить её концом, который в правом столбике находится. 8 слайд Пословицы 1 (Не) сиди сложа руки так не будет и скуки. 2 (Не) бравшись за топор, избы (не) срубишь. 3Лодырю всегда (не) здоровится. 4 (Не) убив медведя, шкуры (не) продают. 5 (Не) зная броду, (не) суйся в воду. 6 (Не) учи рыбу плавать. Как написали –не- с глаголами и деепричастиями. Объясните смысл 5 пословицы и выплните синтаксический разбор этой пословицы. Теперь посмотрим на строчку В. Какое правило мы можем применить к этим словам. ( -не- с причастиями пишется слитно если без –не- не употребляется недоумевающий; нет зависимых слов неоткрытый; раздельно с краткими причастиями не написана; наличие зависимых слов давно не встречавшийся товарищ; есть противопоставление с союзом –а- не прочитанная, а просмотренная книга.) Проверяем правило 9 слайд Правило Теперь проверим на практике. Выполним упр. 137. Перестройте данные словосочетания так, чтобы –не- с причастиями писалось раздельно. А почему с последними двумя причастиями нельзя образовать краткую форму. (выполнение упр. устно.) Ребята, а чтобы закрепить те правила, которые мы сегодня повторили я предлагаю сыграть с вами в лото. Разбейтесь на пары. У вас есть карта и даны предложения. Вам нужно выбрать правило которое подходит к предложению накрыть его. Я читаю предложение вы его находите и накрываете. 10 слайд Предложения к игре «Лото» 1 Путники поднимались по далеко не безопасной тропинке. (4) 2 Учащимся нужны не вызубренные, а осознанные правила.(10) 3Тимур недоумевал, кому он мог понадобиться. (2) 4 Неуклюжий медведь опять забрался в берлогу на зимовку.(11) 5 Незабываемые впечатления оставила гроза в деревне.(3) 6Небольшой дождишко – лодырям отдышка. (12) 7 Знайка дорожкой бежит, а Незнайка на печи лежит. (6) 8 На лугу цветут незабудки. (8) Теперь посмотрите на экран и проверьте правильно ли вы разложили предложения. 11 слайд Карта лото и в ней предложения. У кого все правильно переверните карту и прочитайте предложение « Дорогой семиклассник, ты сегодня хорошо поработал на уроке и усвоил все правила». (Если есть время провести тест) Тест 1 –не- пишется слитно а) (не) нарушая режима б) (не) закончена работа в) (не) замерзшая река 2 –не- пишется раздельно а) (не) дорогой ситец б) (не) проснувшийся город в) (не) был в школе 3 –не- пишется слитно а) (не) заживающая рана б) (не) глубокий, а рыбный пруд в) поступить далеко (не) смело 4 –не- пишется раздельно а) уроки не сокращены б) (не) успевшая высохнуть в) (не) ряшливо одетый Домашнее задание упр. №139 Рефлексия Ребята у вас на столе лежит анкета заполните её, подчеркнув свой ответ. 1 На уроке я работал (активно-пассивно) 2 Своей работой на уроке я ( доволен-не доволен) 3Урок для меня показался (коротким-длинным) 4Мое настроение (стало лучше – хуже) 5 Материал урока мне был ( интересен-не интересен, понятен – не понятен) Всем спасибо! | |
|
Всего комментариев: 0 | |
Уроки русского языка [11] |
Уроки литературы [13] |
Подготовка к ГИА [4] |
Подготовка к ЕГЭ [3] |
Творческие работы [8] |
Внеклассные работы [12] |
Пед. развитие [3] |
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Евстигнеевой Инны Станиславовны.
Вверх