Евстигнеева Инна Станиславовна Учитель русского языка и литературы
Главная » 2013 » Ноябрь » 6 » Открытый урок по русскому языку
01:48
Открытый урок по русскому языку
Открытый урок по русскому языку в 7 классе.
(с использованием новой технологии)

Тема урока: -Не- с разными частями речи.
Цели урока: 
1. Систематизировать знания о написании –не- с разными частями речи;
2.Совершенствовать орфографические навыки написания –не- с разными частями речи;
3. Развивать логическое мышление и внимание;
4. Формирование коммуникативных умений;
5. Воспитывать уважительное отношение  друг к другу при работе в парах и интерес к русскому языку.

Тип урока: повторительно-обобщающий
Оборудование: учебник русского языка, компьютер, экран, раздаточный материал. 

Ход урока
1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами будет повторитель-
но-обобщающий урок. А вот по какой теме вы скажите сами.
Посмотрите на экран и определите, какая будет сегодня тема урока.

1 слайд       А       (не) настный
                            вовсе (не) близкий
                            (не) здоровье
                            (не) забудка
                            (не) правдивый
                            (не) правда, а ложь
 
                  Б        (не) годовать
                            (не) читал
                            (не) думая
                            (не) навидя
                 
                  В        (не) доумевающий
                            (не) написана
                            (не) открытый
                            давно (не) встречавшийся товарищ
                            (не) прочитанная, а просмотренная книга

(Правописание –не- с разными частями речи)

Правильно. Сегодня мы будем повторять тему «Правописание
-не- с разными частями речи».
Что мы сегодня будем делать на уроке?
(Повторять и обобщать правила, тренироваться в написании слов)
Пока я буду записывать ваши слова на доске, а вы запишите в тетрадь число и тему урока.

2 слайд.
Тема и цели урока.

Скажите ребята, как мы это будем делать? С чего начнем?
(Вначале повторим правила)

Изучение материала

Хорошо. Давайте снова внимательно посмотрим на строчку А на экране. Что объединяет слова этой группы. Какие здесь части речи употребляются с –не-.

3 слайд
Строчка А

(В строчке А даны существительные и прилагательные)

Ребята, давайте вспомним правило, как пишется –не- с сущ. и прилагательными. А в качестве примеров приводите слова из строчки А.

(-не- пишется слитно с сущ. и прил.  если слово без –не- не употребляется незабудка ненастный; если –не- является приставкой и придает слову противоположное значение (можно заменить синонимом) нездоровье – болезнь, неправдивый – лживый. Раздельно: если есть противопоставление с союзом –а- не правда, а ложь; если есть слова отнюдь, вовсе,нисколько, далеко, ничуть восе не близкий.)

4 слайд
Правило.

Посмотрите на экран, правильно мы вспомнили это правило. Давайте закрепим его. На экране перед вами предложения. Вы их не переписывайте, а только ставите номер предложения и рядом пишите слитно + раздельно -.

5 слайд

1 (Не) вежа – грубый (не) воспитанный человек.  +
2 Гусь свинье (не) товарищ. –
3 Там на (не) ведомых дорожках следы (не) виданных зверей. (А.С.Пушкин) +
4 (Не) печь кормит, а руки. –
5 В океане, в закатном блеске,- розовые пятна (не) движных парусов.(И. Бунин) +
6 (Не) большой, а маленький пруд был рядом с нашим домом.-
7 (Не) ряшливый человек смешон. +

Давайте проверим эту работу. Выставление оценки.

Переходим к следующей строчке Б. Посмотрите и скажите какие здесь части речи?

6 слайд
Строчка Б

(Глаголы и деепричастия)

Давайте вспомним, как пишется –не- с глаголами и деепричастиями. И приводим примеры из строчки Б.

( -не- с глаг. и дееприч. пишется раздельно не читал, не думая.
  -не- слитно. если без –не- не употребляется негодовать, нена-
   видя).

7 слайд
Правило –не- с глаг. и  дееприч.

Правильно, ребята. А сейчас послушайте юмористическую балладу и подумайте, что положено в её основу, какая ситуа-
ция.
Учитель в класс вошла, вздохнула:
-Ты помнишь, Саша, тему эту?
Печально оглядела нас:
- А ты жевал тогда конфету!
Тетрадку чью-то развернула:
-Ты, Света что не поняла?
Вдруг слезы брызнули из глаз:
- В окно смотрела ты тогда…
-О наш, учитель, не сердитесь!
- Я каждый день твердила, верно!?
Пиши раздельно, а вы мне, знаем все.
- Да, вы всё время говорили,
С глаголом –не- пиши раздельно!
Но мы глагол не знаем где!

( В основу положена ситуация, когда знаешь правило, но не умеешь его применять.)

Правильно, вот сейчас и посмотрим можете ли вы применять правило. У вас на столе карточки с пословицами. Вам надо начало пословицы соединить её концом, который в правом столбике находится.

8 слайд
Пословицы

1 (Не) сиди сложа руки                  так не будет и скуки.
2 (Не) бравшись за топор,              избы  (не) срубишь.
3Лодырю всегда                              (не) здоровится.
4 (Не) убив медведя,                        шкуры (не) продают.
5 (Не) зная броду,                             (не) суйся в воду.
6 (Не) учи рыбу                                 плавать.

Как написали –не- с глаголами и деепричастиями. Объясните смысл 5 пословицы и выплните синтаксический разбор этой пословицы.

Теперь посмотрим на строчку В. Какое правило мы можем применить к этим словам.

( -не- с причастиями пишется слитно если без –не- не употребляется недоумевающий; нет зависимых слов неоткрытый; раздельно с краткими причастиями не написана; наличие зависимых слов давно не встречавшийся товарищ; есть противопоставление с союзом –а- не прочитанная, а просмотренная книга.)

Проверяем правило

9 слайд
Правило

Теперь проверим на практике. Выполним упр. 137. Перестройте данные словосочетания так, чтобы –не- с причастиями писалось раздельно. А почему с последними двумя причастиями нельзя образовать краткую форму. (выполнение упр. устно.)

Ребята, а чтобы закрепить те правила, которые мы сегодня повторили я предлагаю сыграть с вами в лото. Разбейтесь на пары. У вас есть карта и даны предложения. Вам нужно выбрать правило которое подходит к предложению накрыть его. Я читаю предложение вы его находите и накрываете.

10 слайд
Предложения к игре «Лото»

1 Путники поднимались по далеко не безопасной тропинке. (4)
2 Учащимся нужны не вызубренные, а осознанные правила.(10)
3Тимур недоумевал, кому он мог понадобиться. (2)
4 Неуклюжий медведь опять забрался в берлогу на зимовку.(11)
5 Незабываемые впечатления оставила гроза в деревне.(3)
6Небольшой дождишко – лодырям отдышка. (12)
7 Знайка дорожкой бежит, а Незнайка на печи лежит. (6)
8 На лугу цветут незабудки. (8)

Теперь посмотрите на экран и проверьте правильно ли вы разложили предложения.

11 слайд
Карта лото и в ней предложения.

У кого все правильно переверните карту и прочитайте предложение « Дорогой семиклассник, ты сегодня хорошо поработал на уроке и усвоил все правила».

(Если есть время провести тест)

Тест
1 –не- пишется слитно
    а) (не) нарушая режима
    б) (не) закончена  работа
    в) (не) замерзшая река
2 –не- пишется раздельно
     а) (не) дорогой ситец
     б) (не) проснувшийся город
     в) (не) был в школе
3 –не- пишется слитно
     а) (не) заживающая рана
     б) (не) глубокий, а рыбный пруд
     в) поступить далеко (не) смело
4 –не- пишется раздельно
     а) уроки не сокращены
     б) (не) успевшая высохнуть
     в) (не) ряшливо одетый

Домашнее задание упр. №139

Рефлексия

Ребята у вас на столе лежит анкета заполните её, подчеркнув свой ответ.
1 На уроке я работал (активно-пассивно)
2 Своей работой на уроке я ( доволен-не доволен)
3Урок для меня показался (коротким-длинным)
4Мое настроение (стало лучше – хуже)
5 Материал урока мне был ( интересен-не интересен, понятен – не понятен)

Всем  спасибо!
Категория: Уроки русского языка | Просмотров: 807 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Категории

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вверх