Евстигнеева Инна Станиславовна Учитель русского языка и литературы
Главная » 2013 » Ноябрь » 29 » Иссл. деятельность учащихся
11:07
Иссл. деятельность учащихся

Выступление на педсовете по теме:

Слайд 1.

Научно-методическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы». В качестве эпиграфа своего выступления я взяла слова известного педагога Вахтерова В.П.:

«Образован не тот, кто много знает,

а тот, кто хочет много знать и умеет добывать эти знания».

Никто из педагогов не будет оспаривать важности обучения школьников навыкам исследовательской деятельности. Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, смотивировать их на достижение более высоких результатов. Проектно-исследовательская деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

Слайд 2

 "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников исследовательской деятельности. Исследование ценно тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Слайд 3

Можно выделить такие признаки исследовательской деятельности, как: Самостоятельность; Творчество; Активность; Инициатива; Практическое применение имеющихся знаний и умений. Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для исследовательской деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, не знание навыков анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Организуя исследовательскую работу, я предлагаю "Правила успешной исследовательской деятельности”, которые должны выполняться участниками проекта.

Слайд 4

В команде нет лидеров. Все члены команды равны. Команды не соревнуются.

2.Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

3.Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

4.Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых "спящих” партнеров.

5.Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

6.Каждая группа, участвующая в проекте, получает "План действий учащихся в проекте”.

Слайд 5

Существует следующий план действий учащихся в проекте:

Выбор темы проекта (исследования).

Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).

Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).

Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).

Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).

Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).

Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Учитель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации.

Проектно-исследовательская деятельность может быть организована на всех этапах обучения литературе: некоторые элементы исследований нужно осваивать в среднем звене, тогда более реальным будет подъём к высшему уровню творческой самостоятельности.

Курс литературы в 5-7 классах предоставляет много возможностей для этого.

Важным моментом для успешной организации исследовательской деятельности на уроке заключается в необходимости тщательно продумывать формы проведения. Это может быть урок-творческий отчет, урок-защита идей, урок-ролевая игра, урок-семинар, урок «Мой поэт», «Мой герой», урок открытых мыслей, урок-защита диссертации, урок-конференция, урок- круглый стол и т. д.

Слайд 6

Мною была проведена исследовательская работа в 5 классе по теме « Забытый писатель». Ученики собирали материал о жизни и творчестве Аркадия Петровича Гайдара.

Слайд 7

 Одна группа ребят прочитали такие произведения, как: «Мальчиш –Кибальчиш», « Горячий камень», « Чук и Гек», « Тимур и его команда», вторая- исследовала материал, связанный с биографией, и выяснили, что Гайдар проходил курсы подготовки офицерского состава Красной Армии у нас в городе. Этому нашли подтверждение в музее, который располагается на Выстреле.

Слайд 8

 Третья группа собирала книги, написанные писателем, и стихи, посвящённые Аркадию Петровичу Гайдару.

Слайд 9

 Ученики четвёртой группы оформляли газету об этом интересном человека, который учил детей любить свою прекрасную страну, умению дружить, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Слайд 10

В 7 классе провели исследовательскую работу по творчеству Николая Рубцова, в ходе которой очень много узнали о судьбе и литературной деятельности поэта.

Слайд 11

Ребята выучили разнообразные по тематике стихи,

Слайд 12

оформили стенды,

Слайд 13

отыскали стихотворения, написанные солнечногорской поэтессой, посвящённые Рубцову.

Слайд 14

С восьмиклассниками исследовали материал, связанный с творчеством Пушкина по теме «Страницы русской истории в стихах и прозе Пушкина».

Слайд 15

Провели дискуссию за круглым столом,

Слайд 16

где участники групп выступали с собранным материалом, отстаивали свои взгляды по различным вопросам.

Слайд 17

Итогом исследовательской деятельности в 9 классе стало выступление моих ребят на Лицейском содружестве.

Слайд 18

Ведь до этого выступления много было изучено материала, касающегося биографии и творчества Александра Сергеевича Пушкина.

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.

Слайд 22

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в школьной работе, в олимпиадах, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.

Категория: Пед. развитие | Просмотров: 862 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Категории

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вверх