Евстигнеева Инна Станиславовна Учитель русского языка и литературы
Главная » 2013 » Ноябрь » 9 » «Готовимся к сочинению» ЕГЭ
22:55
«Готовимся к сочинению» ЕГЭ
Мастер-класс «Готовимся к сочинению» ЕГЭ 10класс.

Учитель:
   Сейчас мы пройдём всеми этапами написания сочинения, начиная с формулировки проблемы и заканчивая редактированием.
Первый этап – познакомьтесь с текстом:

КНИГИ.
   Однажды я услышал разговор двоих. Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше. 
- Ты читал «Тома Сойера»?
- Нет.
- А «Вия»?
- Нет.
- Счастливый, - вздохнул с завистью старший.
   И, правда, можно было позавидовать. Мальчишке только ещё предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. Он только ещё будет глазами, расширенными от ужаса и восторга, впиваться в строчки гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Всё это впереди. Важно лишь не упустить минуты и вовремя прочесть все эти прекрасные книги.
   По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребёнка, не прочти он этих драгоценных книг – он обворован. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве же счёт времени ведётся иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Вот почему страшно потерять напрасно хоть час в пору этих золотых лет. Представьте себе, что годков через десять с бывшим первоклассником, с тем самым, которому мы позавидовали, состоялся бы такой разговор:
- «Войну и мир» читал?
- Смотрел в кино.
- А «Белые ночи»?
- Тоже. Не понравилось. «Дама с собачкой» лучше.
   Тут уж никто бы не позавидовал девственной нетронутости ума и несомненной примитивности чувств своего собеседника. Мы бы, скорей всего, ужаснулись: «Неужели книги не научили его чувствовать, думать? Неужели он прошёл мимо них?!» Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.
   Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. Ребята, с которыми я разговорился в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, полётах на Луну, о событиях в мире. Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, технике и политических событиях, они знали бы ещё и стихи – много стихов! – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов. Без некоторых книг, не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотёсанной.
(По С. Михалкову)
Задание №1.
Сформулируйте проблему. Какой вопрос решает автор?


Задание №2.
Найдите предложение, в котором выражена авторская позиция – ответ на поставленный вопрос.

Задание №3.
Прокомментируйте устно эту проблему. Выскажитесь, насколько эта проблема актуальна в наши дни, каков тип проблемы, встречаемся ли мы сейчас с подобным? 

Задание №4.
Сформулируйте собственную позицию по данной проблеме

Задание №5.
Подумайте, почему вы так считаете, какие факты могут быть доказательством вашей позиции. Проведём мозговой штурм. Предлагайте идеи. Кто больше? Кто быстрее? (все аргументы записываются на доске)

Задание №6.
После того, как вы написали черновик, его надо проверить и отредактировать. Каждой команде предлагается карточка. Найдите в отрывке из школьного сочинения ошибки и исправьте текст


Карточка №1.

Охарактеризуйте работу по критериям 7-10 (орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые ошибки)
   В тексте Соловейчика ставится проблема силы духа. Ведь духовность это не чтение книг, посещение театров и музеев, а именно то, что происходит с самим человеком.
   Автор заставляет нас задуматься над тем, что в жизни нас окружает только прекрасное, и мы должны восхищаться им. Например, читая книгу, мы проникаем в её сюжет всем сердцем и душою, и понимаем для чего писатель написал её, что он хотел до нас донести.
   Проникаясь в смысл написанного, можно представить, что всё это происходит не с каким-либо героем, а именно с тобой. Ты на какое-то время будто покидаешь свой естественный мир, и проникаешь в другой, непонятный.
   Люди, которые не имеют образования, но имеют силу духа, способны понять всё то, что хотят донести до нас художники. Рассматривая картину с изображением природы, возникает чувство радости и гордости за нашу страну, наш край, где мы родились и выросли.
   Но есть люди, которые не могут понять смысл жизни, но стремятся к этому. Они посещают всевозможные выставки, кино, музеи и театры, и стараются понять для чего всё это нужно. И со временем у них это получается.
   Я согласна с точкой зрения автора, что духовность – это внутренний мир человека: душа, сердце, понимание, вера в добро, правду и красоту.
   Если поставить перед собой цель, и идти к ней постепенно, то всегда можно добиться того, чего хочешь. А если не будет желания, то и жизнь будет стоять на одном месте.


Карточка №2.

Охарактеризуйте работу по критериям 7-10 (орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые ошибки)
   Что это значит – духовная жажда?
   Нам выпала большая честь видеть и сохранить великолепные творения гениев прошлых лет: стихи А. Пушкина, картины П. Пикасо, книги Л. Толстого, но умеем ли всё это ценить, являемся ли мы настоящеми ценителями искусства? Я думаю далеко не все…
   Как размышляет автор – духовным делают человека не умение вести себя, не уровень образованности, а стремление к добру, жажда правды, голод по красоте. Я часто слышу из новостей, как на очередном аукционе какой-то богатый человек за миллионы купил произведения Фоберже, но лишь один раз я услышала как обычный врач подарил портрет «Боткина» нарисованного знаменитым художником Третьяковской галлереи. И сделал это лишь с той целью, чтобы тысячи людей могли увидеть этот шедевр. И кто из этих людей духовно развит?
   Мне больно смотреть, когда искусство превращает в один из способов заработать деньги. Когда то, что должно излучать свет и дарить добро превращается в пустую вещь. К сожалению, людей промышляющих таким бизнесом много.
   Но есть и другие люди – способные любить, надеяться, способные дарить миру тепло и освещать сердца. Такой человек постоянно испытывает духовную жажду, которая проявляется в его стремлении быть ближе к вечным ценностям. Ему дан дар видеть, слышать, понимать и чувствовать то, что не дано другим.
   Как же хочется, что бы таких людей было среди нас как можно больше!

Карточка №3.

Охарактеризуйте работу по критериям 7-10 (орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые ошибки)
Отрывок написанный в публицистическом стиле и типе речи рассуждении. Главная тема текста это значение духовности в жизни. Чтобы заинтирисовать читателя данной темой он использует самые разнообразные средства выразительности.
Риторические вопросы С. Соловейчик использует для воздействия на читателя, сформировать отношение к проблеме:
Риторические вопросы:
«Чего ждёт человек, когда у него духовное томление?»
«Чего это значит – духовная жажда?»
Цитаты:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…
Индивидуально-авторские слова:
«Священный сердца жар, к высокому стремленью» (А. С. Пушкин)
Авторские слова и цитаты раскрывают тему, поднятую автором.
Чтобы приукрасить текст он использует ряди однородных членов: высокие и низкие, добрые и дурные, конечные и бесконечные.
Пожалуй я соглашусь со С. Соловейчиком, с его проблемой и его доводами. Не все люди понимают или даже не знают сущность духовности и искусства.
Духовная жизнь – это собственное стремление к высокому.
Смысл жизни на мой взгляд является духовность, интеллегентность, уважение к своему народу и своей культуре.

Категория: Подготовка к ЕГЭ | Просмотров: 2301 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Категории

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вверх