Урок литературы в 9 классе.
Подготовила и провела Евстигнеева И.С.
Тема: « "Онегина" воздушная громада, как облако,
стояла надо мной»…
(Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в искусстве).
Цели:
Показать широкий историко-культурный и литературный фон эпохи 10— 20-х гг. XIX в. в романе «Евгений Онегин»; представить главных героев романа на фоне развития мировой и русской литературы.
Сформировать у учащихся умение работать в творческой группе.
Воспитывать чувство прекрасного и любовь к художественным творениям А. С. Пушкина.
Форма занятия: исследование.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, таблицы «Русские писатели», «Театр и искусство», «Древняя и западноевропейская литература», «Образы античной мифологии».
Воображаясь героиней
Своих возлюбленных творцов,
Клариссой, Юлией, Дельфиной,
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,
Вздыхает и, себе присвоя
Чужой восторг, чужую грусть,
В забвенье шепчет наизусть
Письмо для милого героя...
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
Ход занятия
I. Организационный момент.
II.Вступительное слово учителя.
( Литературные вопросы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Судьбы героев романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» развертываются в контексте сложных литературных процессов, влияющих друг на друга. Руссо, Ричардсон, Байрон, Шиллер, Гёте, Филдинг, Луве де Кувре, Август Лафонтен, Бюргер, Вольтер, Карамзин, Жуковский, Баратынский, Грибоедов, Левшин, В. Пушкин, Майков, Богданович (произведения массовой романической литературы, русской и европейской) — таков неполный список авторов литературных произведений, чьи тексты составляют фон, на котором представлены судьбы героев. Сюда следует прибавить и южные поэмы самого Пушкина: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», «Цыганы».
Герои романа «Евгений Онегин» вовлечены в тот же мир литературы, что и его читатели. При этом, чем ближе герой к этому миру, тем ироничнее отношение к нему автора.
В лирических отступлениях романа автор говорит о специфике своего творчества, литературной борьбе современной ему эпохи. Лирические отступления придают произведению энциклопедичность, широту. С их помощью автор выражает свое отношение как к героям романа, так и к литературным вопросам, представленным в художественном тексте.
Ш. Анализ лирических отступлений и их роль в романе.
Работа с теоретическим понятием. Ответы на вопросы.
Лирическое отступление — отступление от непосредственного сюжета в литературном произведении.
- Какую роль играют лирические отступления в романе А. С. Пушкина «Евгений-Онегин»?( Лирические отступления раздвигают границы романа и знакомят нас с русской жизнью эпохи поэта.)
- Назовите основные темы лирических отступлений в романе и приведите примеры.
Тематика лирических отступлений:
• автобиографические лирические отступления;
• размышления об искусстве, его роли и специфике;
• оценка автором литературных направлений;
• рассуждения об экономике, политике России;
• размышления этического порядка;
• рассуждения о современном поколении, о человеческой судьбе;
• размышления о любви;
• размышления о природе.
- Найдите в тексте романа лирические отступления, в которых
А. С. Пушкин высказывает свое отношение:
- к современному театру и балету (глава I, строфы 18 и 19);
- к литературным спорам с шишковцами (глава I, строфа 26; глава VIII, строфы 15 и 16);
- к жанру романа (глава III, строфы 11 —14; глава VII, строфа 21);
- к жанру элегии и оды (глава IV, строфы 32—33);
- к творчеству Баратынского (глава III, строфа 30), Вяземского (глава V, строфа 3), Байрона (глава VII, строфа 22).
IV.Сообщения учащихся на темы:
1.Отношение Онегина к искусству ( в I и VIII главах).
2.«Ей рано нравились романы» (круг чтения Татьяны).
З. От героической оды к чувствительной элегии (Ленский и литература).
V.Обсуждение выступлений учеников.
Ответы на вопросы.
- Почему Онегин в 1 главе «бранил Гомера, Феокрита», во II главе «прилежно внимал отрывкам северных поэм» Ленского, а в VIII главе «чуть не сделался поэтом»?
- В каких ситуациях Татьяна оказывается верной ученицей «своих излюбленных творцов», а когда ведет себя самостоятельно?
- В каких поступках Ленского отразилась его преданность стихам?
- С кем из поэтов сравнивает автор Ленского?
- Можно ли выделить литературных спутников каждого из героев (Татьяна — Ричардсон и Руссо, Ленский — Шиллер, Онегин — Байрон)?
- С кем из писателей спорит автор романа и кого из поэтов приветствует?
- Можно ли назвать имена, особенно близкие Пушкину?
- Что поэт любит в театре, в музыке? Почему Россини он называет «упоительным»?
- Почему творчество оказывается необходимым автору?
- Почему искусство влечет героев «силой магнетизма» только в самые высокие моменты их жизни?
Слово учителя.
Вывод.
Пушкин обнаруживает глубокое знание древнегреческой, римской классической, французской и итальянской, русской литературы XVIII в. Своими обращениями к Баратынскому, Языкову, Катенину и другим поэтам, полемикой с Шишковым и Кюхельбекером Пушкин вносит в роман атмосферу современной ему литературной жизни и борьбы, вводит читателя в мир русской литературы и искусства своего времени.
Он говорит как один из ее участников и активных создателей, современных ему литературных направлений:
1. отходящий в прошлое классицизм, догоравший в поэзии Г. Р. Державина;
2. сентиментализм Н. М. Карамзина, ярко выраженный в рассказах и повестях;
3. разные течения романтизма, представленные поэзией В. А. Жуковского и К. Ф Рылеева.
Пушкин иронически относится к классицизму (глава VII, строфа 55) и к тем представителям этого направления, которые оберегали литературный язык от влияния существовавших в жизни языковых явлений. Отсюда полемика Пушкина с Шишковым (глава I, строфа 26), защита законности употребления иностранных слов, в частности французских (галлицизмов): «Мне галлицизмы будут милы, /
Как прошлой юности грехи, / Как Богдановича стихи» (глава III, строфа 29).
Говоря о чтении Татьяны, автор дает блестящую характеристику нравоучительного романа XVIII в. (глава III, строфа 11), а в следующей строфе характеризует роман эпохи раннего романтизма. Поэт защищал то литературное направление, которое в своих статьях называл «истинным романтизмом», т.е. реализмом (тогда еще этого термина не существовало).
VI. Работа с таблицами.
Систематизацию высказываний А. С. Пушкина о литературе можно представить в виде таблиц со следующей тематикой:
«Пушкин о русских писателях XVIII в. и современных ему авторах»;
«Театр и искусство»;
«Пушкин о древних и западноевропейских писателях»,
«Образы античной мифологии в романе "Евгений Онегин"».
Таблицы оформляются достаточно просто: упоминания о писателях даются в том порядке, в каком они появляются в романе, начиная с первой главы, в скобках указываются глава и строфа романа.
VIII. Итоги занятия.
В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкиным представлен широкий круг писателей, героев литературных произведений, мифологических образов и имен. Это позволило ему расширить исторические и временные рамки романа, более глубоко отразить культурный и литературный фон эпохи.
Таким образом, Пушкин в своем романе не только показал жизнь и быт столичного и провинциального дворянства начала XIX столетия, но и нарисовал широкий историко-культурный фон: идейные течения той эпохи, деятелей декабристского движения, представителей экономических теорий, состояние культуры и искусства XIX в , круг чтения дворянской
интеллигенции. Все это и позволило В. Г. Белинскому назвать, роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни».
IX. Домашнее задание.
• Выучить наизусть одно из лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
• Выписать из текста романа эпиграфы, характеризующие современный Пушкину литературный процесс.
• Ответить, в каких художественных произведениях, изученных на предыдущих уроках, рассматривались литературные вопросы.
• Подготовиться к написанию сочинения по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» по следующим темам:
«Образ времени в романе»;
«Онегин как авторский герой»;
«Татьяна Ларина — «милый идеал» поэта»;
«Тематика и роль лирических отступлений в романе»;
«Онегин в кругу литературных героев».
|